НЕФТЯНЫЕ КАЧЕЛИ

С 7 марта в России начнут действовать новые вывозные пошлины на нефтепродукты. Соответствующее постановление подписал премьер РФ Михаил Фрадков. Согласно документу, таможенная пошлина на светлые нефтепродукты снизится с 133,5 до 120,8 доллара за тонну, на темные - с 71,9 до 65 долларов за тонну. Меньше будут брать на таможне и за вывоз сырой нефти - 160,8 доллара за тонну вместо нынешних 179.

Напомним, таможенные пошлины устанавливаются по итогам двухмесячного мониторинга цен на мировом рынке. В конце года они снижались, но в январе вновь поползли вверх. Из-за такого механизма подсчетов складывается противоречивая ситуация: "черное золото" на мировом рынке дорожает, а экспортные пошлины снижаются. Чем это обернется?
- Это приведет к оттоку сырья с российского внутреннего рынка,- пояснила "Труду" аналитик Центра конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынка "Кортес" Людмила Лурье. - Особенно это коснется нефти, дизельного топлива и мазута. Бензина же мы экспортируем не так много.
- Грозит ли дефицит топлива на внутреннем рынке?
- Нет, поскольку существуют квоты на экспорт и внутренние поставки. А вот повышение цен неизбежно, поскольку внутренние цены у нас "привязаны" к мировым. Правительство обещает их "отвязать" только в 2007 году.
В январе оптовые цены на нефть и нефтепродукты в России по сравнению с декабрем существенно увеличились. Со второй половины февраля начнет расти сезонный спрос на горючее, что опять же подстегнет оптовые цены. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, к этому же времени закончится "запас прочности" в рознице и цены на заправках тоже поползут вверх.
В целом складывается невеселая картина. Стоимость нефти на внешнем рынке растет. Низкие вывозные пошлины делают российский экспорт особенно привлекательным как для поставщиков, так и для зарубежных потребителей топлива. Внутренняя цена после почти трехмесячной консервации "освободится" от всяких сдерживающих факторов и приготовится к новым рекордам.