НЕРАВНЫЙ БОЙ АВИАНОСЦА "КЛЕМАНСО"

Вот уже несколько недель кряду "зеленые" активно мешают французскому военному ведомству доставить некогда флагман ВМС страны авианосец "Клемансо" до берегов Индии. Там, в Аланге на верфях "Шри Рам Скрэп Весел" его должны демонтировать для дальнейшей утилизации.

Казалось бы, вполне банальное дело - ведь ежегодно в мире на металлолом отправляются десятки кораблей. Российский противолодочный крейсер "Москва" также завершил свой жизненный путь в Индии. Однако случай с "Клемансо" вызвал бурный скандал с пока еще неизвестными последствиями. Надо сказать, что авианосцу водоизмещением 33 тысячи тонн после того, как он пошел на списание в 1997 году, вообще не везет. Несколько лет назад сильнейшей бурей его сорвало с якорей в районе средиземноморского порта Тулон и чуть было не выбросило на берег. С большим трудом морякам удалось отбуксировать "Клемансо" подальше в море и тем самым предотвратить катастрофу. Затем авианосец поставили на работы по извлечению из него асбеста - этот материал сорок с лишним лет тому назад широко использовался при строительстве. Теперь асбест находится в "черном списке" по той причине, что одна из его разновидностей - амфиболовый - приводит к серьезным заболеваниям у людей, с ним контактирующих. Из 160 тонн материалов с асбестом французы извлекли 115. Оставшиеся, как утверждали тогда в министерстве обороны, нельзя было трогать без того, чтобы не нарушить "структуру корабля", а если попросту - чтобы он не пошел на дно. Шум подняли профсоюзы. Сначала французские, а затем и испанские - именно туда первоначально отбуксировали "Клемансо" на демонтаж. Поддавшись давлению, от утилизации и от контракта пришлось отказаться, и горе-авианосец вернулся домой.
И вот теперь новый скандал с "Клемансо". После того как на буксире в сопровождении кораблей французских ВМС под новый год он взял курс на Индию, люди из "Гринписа", которые называют его "плавающей помойкой с отравой", развернули громкую кампанию. В середине января они попытались высадиться на авианосец, что сделать было нетрудно: на его борту нет команды. При подходе "Клемансо" к Суэцкому каналу "зеленые" закидали тревожными посланиями египетские власти и прессу. Египтяне, пока их премьер-министр Ахмед Назиф не побывал на борту корабля и не убедился в том, что никакой угрозы экологии страны он не несет, в течение 10 дней не давали разрешения на проход по каналу.
Однако, развязав египетский узел, французы не смогли вздохнуть с облегчением. Власти Индии запретили вход "Клемансо" в свои территориальные воды вплоть до решения, которое должно быть обнародовано 13 февраля. К тому же на горе-авианосец и его хозяев ополчился Евросоюз. Брюссельские чиновники подозревают французов в том, что они нарушают Базельскую конвенцию от 1989 года, которая запрещает вывоз "опасных материалов" в третьи страны. И заявляют, что, прежде чем отправлять авианосец за тридевять морей, корабль надо было избавить от асбеста полностью. Не исключено, что корабль с гордым именем прославленного французского политика на борту пустится в обратный путь. Но доберется ли бедолага до родных берегов?