Приближение НАТО к российским границам неприятно, но не фатально

Приближение НАТО к российским границам неприятно, но не фатально

Вице-премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов подтвердил в целом негативное отношение к перспективе приближения НАТО к российским границам за счет расширения альянса бывшими советскими республиками.

"Российское руководство считает, что каждое суверенное государство вправе само решать, как ему обеспечить собственную безопасность, а те или иные шаги любой страны по обеспечению национальной безопасности должны быть адекватны реально существующей военной угрозе. Но эти шаги не должны ослаблять безопасность соседей и близлежащих государств, в том числе, разумеется, и России", - заявил С.Иванов в интервью итальянской газете "Ла Стампа", текст которого опубликован на официальном сайте Минобороны РФ.

"Мы не драматизируем ситуацию, ибо стереотипы холодной войны, основанные на блоковом противостоянии, уходят в прошлое, а сотрудничество самой России с НАТО год от года только расширяется", сказал С.Иванов.

"Хотя, конечно, приближение любого военного блока вплотную к нашим границам - вещь не совсем приятная, но в свете нового мышления не такая уж и фатальная", - добавил глава Минобороны.

Комментируя стремление ряда бывших советских республик в НАТО, С.Иванов назвал это их законным правом.

"Руководство Украины и Грузии определило интеграцию в европейские структуры и НАТО в качестве основного приоритета своей внешнеполитической деятельности. Что ж, это их законное право", - сказал вице-премьер.

В то же время он отметил: "Для России, конечно, особенно чувствительным является вопрос о вступлении в этот альянс именно Украины, которая на протяжении столетий составляла с Россией единое целое".

По словам С.Иванова, общность исторических и культурных ценностей, единство интересов, родственные связи делают особыми отношения между народами России и Украины.

"Попытка резкой и вряд ли обоснованной переориентации на западные ценности может стать серьезным дестабилизирующим фактором, и в первую очередь, для самого украинского общества, - считает вице-премьер. - Год демократических преобразований пока не дал сколько-нибудь ощутимых результатов".

Кроме того, он обратил внимание на то, что некоторые члены альянса высказывают опасения, что экономически неподготовленное форсированное вступление в блок 47-миллионной Украины может быть контрпродуктивным для самой организации.

"Существует также и ряд "внутриукраинских проблем", которые препятствуют вступлению страны в НАТО", - отметил С.Иванов.

Как подчеркнул вице-премьер, для их решения Украине необходимо поменять Конституцию, поскольку в действующем Основном законе прописан внеблоковый статус страны, оборудовать границу с Россией, что затратно в финансовом плане, трудоемко и займет длительный период, перестроить практически всю национальную экономику, которая почти полностью "завязана" на Россию.

С.Иванов также отметил, что большинство украинцев не хотят интегрироваться в НАТО, а часть политической элиты не желает обострять отношения с Россией.

"Ведь в случае вступления в Североатлантический союз Киеву, кроме всего прочего, придется отказываться от обязательств относительно базирования Черноморского Флота в Севастополе до 2017 года. Ибо по условию альянса страна, вступившая в него, не имеет право размещать на своей территории вооруженные силы других государств, не входящих в блок", - сказал вице-премьер.

Что касается Грузии, то, по оценке вице-премьера, здесь ситуация несколько иная. "Очевидно, что уже сейчас грузино-российские отношения носят сложный характер, и все отчетливее прослеживается тенденция к ослаблению двусторонних связей. - отметил С.Иванов. - Руководство Грузии считает, что в этом вина России, которая якобы стремится "законсервировать" очаги конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, блокировать альтернативные пути доставки каспийских энергоносителей на мировые рынки".

"Поэтому Тбилиси рассматривает усиление присутствия США в Закавказье в качестве ключевого условия укрепления безопасности региона, а также противовеса так называемым "российским неоимперским амбициям", сказал С.Иванов.

"При этом руководство Грузии прекрасно понимает, что без России оно не сумеет справиться с существующими в стране проблемами экономического характера, и стремится к получению российской помощи, прежде всего в виде дешевых энергоносителей, на выгодных только для себя условиях", добавил вице-премьер.

"Естественно, такое положение дел нас не устраивает, ибо главным критерием любого сотрудничества является его взаимная выгода для обеих сторон, - заявил С.Иванов. - Именно этот критерий должен доминировать в процессе создания современной системы международных отношений в Закавказье, в регионе, издавна считающемся одним из узлов противоречий мировой политики и экономики. Ведь каспийская нефть и контроль над маршрутами ее транспортировки не раз приводили к столкновению стратегических интересов ведущих государств мира, военно-политических и экономических группировок".

Отвечая на вопрос итальянского издания относительно решения Грузии выйти из совета министров обороны стран СНГ, С.Иванов подчеркнул, что оно не стало большой неожиданностью для Москвы.

"На протяжении последних пяти лет Грузия практически не принимала сколь-нибудь эффективного участия в работе СМО СНГ, - сказал вицепремьер. - Поэтому для общей безопасности Содружества я не вижу никаких угроз".