Слегка ржавые, но едут

На наших глазах в страну вернулся постсоветский авторынок: падает спрос на новые машины, зато растет ввоз сильно подержанных иномарок из-за рубежа

Крупнейшие российские автозаводы Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей говорят о снижении объемов производства из-за сокращения продаж, о чем заявлено в докладе Центробанка о региональной политике. Впрочем, гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов уточнил, что октябрь был рекордным: почти 41 тысяча проданных автомобилей, а вот потом рынок резко просел... И сообщил о снижении выпуска на 10% при первоначальных планах в 400 тысяч машин за год.

У «Москвича» дела и вовсе швах. В конце прошлого года дилеры умудрялись продавать более 2 тысяч авто в месяц, но в январе продажи опять обрушились: реализовано всего 700 машин. А если разделить все продажи на количество дилеров в стране, то получается, что каждый в среднем продал меньше девяти автомобилей. При этом в марте привезут новые партии 2024 года выпуска. И стоить они будут на 100 тысяч рублей дороже. Всего же в 2023-м была собрана 31 тысяча машин, а продана — только половина.

Одновременно сообщается об успехе китайского автопрома: продажи китайского кроссовера Haval Jolion за миллион рублей впервые превзошли реализацию самого дешевого вазовского седана Lada Granta (от 640 тысяч рублей). В том же докладе ЦБ сказано о декабрьском затоваривании складов с китайскими машинами (не продана треть), но у них есть хороший ценовой запас.

А скоро к китайскому автопотоку может прибавиться иранский: 48% россиян считают, что иранские машины, созданные на французской базе, могут завоевать доверие из-за хорошего соотношения цены и качества.

Не будем разбирать достоинства и недостатки «наших» и «не наших» автомобилей — обратим внимание на гримасы отечественного авторынка. В минувшем году здесь отметился рекордный рост продаж машин с пробегом — до 5,69 млн штук, как подсчитал «Автостат». Для сравнения: рынок новых легковушек со значительно меньшими объемами вырос на 69%, едва превысив миллион, из них более половины — китайские авто. А годовой ввоз б/у машин из-за рубежа превысил 1,2 млн. Причем средняя цена их довольно высока: 1,72 млн. То есть покупались они не за последние деньги...

Для страны это малосимпатичная статистика. Во-первых, за рубеж ушло не меньше 1,5 трлн рублей. Во-вторых, из-за роста импорта автостарья продолжает увеличиваться средний возраст машин, эксплуатирующихся в России: в 2018-м он составлял 9,5 года, а по итогам 2023-го — уже 12,3. А ведь чем старше автомобили, тем чаще нуждаются в ремонте...

Согласно опросу, проведенному Союзом автосервисов России, за год 3/4 авторемонтных организаций увеличили цены на свои услуги. И еще нюанс. Если в постсоветские времена подержанные авто завозили непосредственно из Европы, США и Японии, то теперь немалая доля приходит из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана, Армении и Грузии, где труднее поручиться за высокое качество эксплуатации и ремонта техники. То есть растет опасность превратить нашу страну в автомобильную свалку на колесах. Как уже бывало в послесоветские годы...