ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР

Законодатели некоторых российских регионов решили убить сразу двух зайцев: покончить с матерщиной в общественных местах и пополнить местный бюджет. За минувший год Белгородская область заработала на штрафах, собранных с любителей русского мата, около 500 тысяч рублей. Узнав об успехах соседей, к эксперименту подключилась Курская область. Следом эстафету подхватили в Липецке.

Первые итоги акции по борьбе со сквернословием оказались здесь впечатляющими. В одном только областном центре в милицию было доставлено 98 человек, каждому из которых пришлось раскошеливаться минимум на 500 рублей. За два месяца собрали более ста тысяч рублей, которые, как уверяют в администрации Липецкой области, пойдут на обустройство школ и больниц.
- Инициатором акции стал Становлянский район, - рассказала заместитель главы областной администрации по культуре и искусству Людмила Куракова. - Бороться с матом начал глава района Владимир Герасимов. Он сам человек культурный, даже критика из его уст звучит корректно. Терпеть не может, когда другие не контролируют свою речь. Вот и объявил: каждого, кто выругается, накажут рублем. Милиция доставляет матерщинников на заседания комиссии, в которой председательствует заместитель главы администрации района Виктор Малютин.
Заседания, как поведал Малютин, проходят без шуточек. Сквернословы попадаются разные: одни ссылаются на авторитет некоторых "ненормативных" писателей вроде Лимонова, Сорокина и других. Другие каются и просят прощения. Но довольно часто даже в процессе раскаяния у некоторых вылетают привычные нецензурные слова. "Я же не ругаюсь - я так разговариваю!" - оправдывался один из нарушителей, которого доставили на комиссию уже в третий раз. (Его семейный бюджет пострадал из-за этого уже почти на три тысячи рублей.)
- Если у человека возникает своеобразный "языковой барьер" и он не может перейти с привычного матерного на русский литературный язык, мы ему предлагаем помощь, - рассказывает Малютин. - Направляем на бесплатные курсы русского языка и литературы, записываем в библиотеку, чтобы он почитал Тургенева и Бунина, поучился правильной речи.
Начальник орготдела районной администрации Михаил Родионов констатирует: уже к февралю ругаться стали заметно меньше. "Даже мы, начальники, теперь не сквернословим, - вздыхает он. - Хотя было, чего греха таить. Кто ж хочет платить... "
Коснулось нововведение и работников милиции. Поначалу не все сотрудники органов правопорядка осознали, что при задержании нарушителей мат и им не позволителен.
- Приводит к нам старшина милиции матерщинника, слесаря местного жэка, - рассказывает Малютин. - А тот говорит: когда старшина меня задерживал, сам крыл почем зря. У меня, говорит, и свидетели есть. Пригласили, заслушали. Подтвердилось. Пришлось выкладывать денежки обоим, причем слесарю 500 рублей, а старшине - всю тысячу. Он при исполнении, с него спрос другой.
Поначалу недовольных было много. Несколько раз инициативные группы матерщинников собирались идти с протестом к зданию администрации, вооружившись щитами с непечатными лозунгами. Но по дороге их останавливали сотрудники милиции и по возможности вежливо просили пройти в отделение. Со временем страсти поутихли. Сейчас, как уверяют в администрации, жители района довольны тем, как меняется Становое и окрестные села.
На вырученные со штрафов деньги район решили благоустроить. Здесь появились клумбы, резные скамейки и много урн для мусора. Закупили технику для уборки улиц. На одной из них повесили плакат со строками из стихотворения Владимира Маяковского: "Товарищи и граждане! Будьте культурны! Плюйте, пожалуйста, только в урны!" Говорят, помогает.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:
- По первой профессии я инженер-химик, шесть лет проработал на химическом заводе и знаю, что такое мат. Когда пьяный вальцовщик в нарушение всех инструкций по технике безопасности пытается вынуть резину из валков и ты понимаешь, что ему неизбежно оторвет руку, то тут, конечно, просто не успеваешь выбирать выражения. И ругаться приходилось часто. Однако я преодолел в себе пагубную привычку к мату. И вот почему. Со временем я заметил, что матерные слова, уголовная феня и блатная песня пагубно влияют на психику. Как будто живешь на зоне и следуешь ее упаднической морали: умри ты сегодня, а я - завтра. Может быть, для мест заключения это привычное состояние, но когда человек хочет выжить на воле в жесткой борьбе с природой и прихотливой судьбой, для этого нужен Пушкин и Моцарт. Почему у нас привилось бездарное выражение: "Хотели как лучше, а получилось как всегда"? В нем нет лексической яркости. Ни в одной стране мира так не говорят. А потому, что это диагноз той безысходности, в которую мы погружены. И приблатненная культура сыграла в этом решающую роль. Приучая свыкаться с неудачами, она действует на подсознание и превращает человека в эдакого дурачка, которым легко манипулировать.
А КАК У НИХ?
В конгресс США внесен законопроект, согласно которому максимальный штраф за использование нецензурных слов на телевидении и радио возрастет до 3 млн. долларов.
Борьба за культуру речи ведется и в Финляндии. В январе нынешнего года полицейский Эрик Ханеккен отстранен от должности и приговорен к штрафу 180 евро за нецензурную брань на рабочем месте.
Записал