ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА

Два года назад в "Труде" я опубликовал корреспонденцию "Трагедия Гулливера" - о драматической судьбе Леонида Стадника, сельского жителя из украинской глубинки, которому его великанские габариты доставляют одни неприятности. Рост Леонида тогда составлял 254 сантиметра (!), но выяснилось, что он продолжает расти и дальше...

О встрече мы договорились загодя. Главное - представился хороший повод. Давняя читательница нашей газеты, киевлянка Александра Яковлевна Горлова, узнав о Леониде, сшила ему добротные, теплые рукавицы, да еще и украсила кожаным орнаментом: "Вручите их великану, по хозяйству они очень пригодятся - мороз ведь под 30 градусов". И я отправился на Житомирщину.
...На стук в калитку знакомого дома в Подолянцах довольно долго отзывались дружным и звонким лаем лишь собаки хозяина. Густой снегопад завалил деревню, и среди больших сугробов хата Лени Стадника казалась еще меньше. Как он только в ней помещается со своим исполинским ростом?
Но вот скрипнула дверь, и в проеме появилась едва ли не пополам согнувшаяся фигура украинского Гулливера.
"БОГ ИМ СУДЬЯ!"
Мне показалось, что 35-летний Гулливер вытянулся (так потом и оказалось), а его мягкость, уважительность к собеседнику стали даже заметнее. Он так и не обозлился по-настоящему на окружающий мир, причинивший ему столько страданий. Ведь и уникальный его рост, руки и ноги огромного размера - отнюдь не естественного происхождения. Ленчика (так зовут его односельчане), окончившего школу с золотой медалью, а сельхозинститут с красным дипломом, великаном сделали киевские нейрохирурги. Это произошло после операции по удалению опухоли мозга. Она, говорят, была рядом с гипофизом. Его задели при хирургическом вмешательстве, что и стало толчком аномальных процессов в организме вполне нормального шестиклассника, подававшего большие спортивные надежды. К тому же, считает Галина Павловна, мама Леонида, при операции был травмирован зрительный нерв. Сын почти потерял зрение и с трудом видит одним глазом.
Неспешно, ощупью расставив чайный сервиз, аккуратно разложив по тарелкам колбасу и сыр, Леня с облегчением приседает на край стула. И передвигаться, и стоять подолгу для него - мучение. Ноги не слушаются. Хотя размер обуви уже достиг 62 сантиметров, при движении приходится за что-то придерживаться: то за ветку дерева, то за крышу.
- Прошу, угощайтесь, - приглашает Леонид. И едва передохнув, встает, чтобы отнести завтрак маме в соседнюю комнату. В день моего приезда она полулежала на кровати и была такой же беспомощной, как и ее сын. После перелома бедренной кости, усугубленного не очень удачным лечением в местной больнице, ее недавно повторно прооперировали. На сей раз в столичной больнице "Феофания". Протекцию составил президент Виктор Ющенко. Именно по его команде туда поместили и сына, и мать. Его - в пульмонологию, ее - в ортопедию. Ровно месяц там пробыли. Президент сам их проведывал, букет цветов Галине Павловне вручил.
- Меня полностью обследовали, - говорит Леонид. - Возили и в Институт нейрохирургии, где есть уникальная аппаратура. Сказали, что все органы развиваются пропорционально росту.
"СПАСИБО ЛЮДЯМ!"
Леонида признали инвалидом детства, он получает пенсию - 326 гривен. Это примерно 60 долларов. У матери, проработавшей 42 года бухгалтером в колхозе, пенсия чуть побольше - 386 гривен. Чтобы запастись на зиму углем, пришлось выложить все их двухмесячное довольствие. Не будь в хозяйстве свиней и коров, не протянули бы. Отца ведь в доме давно нет, а старшая сестра Лариса - тоже инвалид детства.
- Я не думал, что может быть так много добрых людей!- произносит Леонид.- Почта, что приходит сегодня в село, фактически вся моя. И пишут, и шлют бандероли и посылки. Спасибо "Труду" и другим газетам.
У Леонида теперь две огромные добротные кровати. Подарки от житомирского гостиничного хозяйства и одного немецкого бизнесмена. Нет проблем с обувью. Помогает один из львовских предпринимателей. А в прошлом году делегация бельгийских сапожников приезжала. Доставили целый комплект, на все вкусы, в придачу запасные шнурки длиной по два метра. Ну а старую, истоптанную пару башмаков самого высокого в мире человека продали через Интернет за 2,5 тысячи евро. Это уже постарался еще один друг из Германии - Герхард Клепер. Закупили на выручку гостинцев - конфеты, печенье и прочие сладости - для детей-пациентов радиологического центра, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
"КОМПЬЮТЕР - МОЯ СЛАБОСТЬ"
Но самая большая радость для великана - компьютер, подаренный к Новому году коллективом киевской телекоммуникационной компании "Датагруп". Когда Леонид лежал на обследовании в " Феофании", ему сделали и другой сюрприз: установили во дворе спутниковую антенну с правом бесплатного, неограниченного пользования Интернетом. Есть у Стадника и персональный электронный адрес - stadnik70@mail.ru.
Для Леонида же, обреченного по жизни на одиночество, это настоящее окно в мир. Зрение вот только подводит. Чтобы постоянно не "возить носом" даже по такому большому монитору, приходится тексты распечатывать. Поэтому мечтает, что появится у него "говорящая" программа.
- Раньше для меня зима была самым тяжелым временем года,- говорит Леонид.- Наваливалась депрессия, не хотелось никого видеть. А теперь появился новый смысл - в большем познании мира, совершенствовании своих знаний, оказании помощи тем, кого постигла подобная участь. Теперь откуда только не звонят - из Норвегии, Японии, Австралии... Мне все больше хочется быть полезным людям.
"ХВАТИТ МНЕ УЖЕ РАСТИ"
Леонид продолжает расти. За один последний год вытянулся еще на два сантиметра. Из-за несоответствия роста и мышечной системы страдает опорно-двигательный аппарат. Нужны специальные ортопедические приспособления. Но таких размеров никто их не изготовляет, нужен особый заказ, а это очень дорого.
С настороженностью воспринял Леонид и недавнее предложение одного из зарубежных медицинских центров, уверяющих, что они смогут приостановить его дальнейший рост. Может, со временем и согласится на эксперимент, но пока сомневается...
Наконец, прошу Гулливера примерить рукавицы, сшитые нашей читательницей. С грустью обнаруживаю: мерки устарели.
- И все равно огромное спасибо читательнице, которая с такой заботой их шила. Пусть не печалится, мы приспособим ее рукоделие - разошьем, сделаем клинья!