11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН: НИКОГДА НЕ ПРЕДАВАЛ ДРУЗЕЙ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 09 Марта 2006г.
Владимир Гостюхин один из немногих представителей старой актерской школы, активно востребованный в современном кино. В послужном списке актера такие громкие картины, как "Восхождение", "Случайные пассажиры", "Охота на лис", "Берег", "Знак беды", "Наш бронепоезд", "Смиренное кладбище", "Урга" и еще около 50 ролей. Его считают своим и в России, где он родился и вырос, и в Беларуси, где с начала 80-х он живет и работает. В пятницу у Владимира Гостюхина юбилей - 60 лет.

- Владимир Васильевич, в энциклопедии сказано, что вы из рабочей семьи, начинали электриком, после армии трудились мебельщиком. Рабочие специальности помогают вам в актерской профессии?
- В работе над ролью помогает буквально все, весь твой жизненный опыт. Только насчет рабочей семьи энциклопедисты погорячились. Мой папа был зам. директора деревообрабатывающего комбината. Трудяга, инвалид войны, он лично от Сталина получил благодарственную телеграмму, которую вставил в рамку и всю жизнь почитал как святыню. А я в юности учился в радиотехникуме и год перед поступлением в ГИТИС действительно проработал электриком на стадионе. До сих пор вспоминаю о том времени с удовольствием.
- А как же служба в армии? Неужели Гостюхин, блестяще сыгравший фронтовика Кацубу в фильме "Старшина", "закосил"?
- Нет, конечно. В мое время не было и речи, чтобы физически здоровый парень не пошел защищать Родину. В армии я был отличником боевой подготовки. Хотя однажды и схлопотал 15 суток гауптвахты "за пререкания с командиром дивизии".

- Впервые вы появились на экране в фильме Марлена Хуциева "Был месяц май". Но почему в титрах этой картины нет вашей фамилии?
- Я сыграл там, можно сказать, нелегально. Друзья уговорили слетать в Кишинев на съемки в массовке. А у меня, четверокурсника ГИТИСа, на носу был дипломный спектакль. Я решил, что быстро обернусь туда и обратно. Когда мы в первый вечер отмечали начало съемок и были уже навеселе, я стал декламировать стихи, импровизируя на ходу. Получалось так удачно, что у Хуциева отвисла челюсть, и наутро он меня назначил на небольшую, но важную роль солдата Вехова. В общем, мои съемки растянулись до самого дня премьеры нашего студенческого спектакля. Но, как назло, в тот день из Кишинева я не смог улететь - нелетная погода. Я жутко переживал. Позвонил в Москву в институт и якобы от имени своего друга сказал, что Гостюхин лежит в бреду с температурой 40. А Хуциева упросил не упоминать мою фамилию в титрах картины. Он согласился, но заметил: "Упоминай не упоминай, но на экране же видно, что это ты..."
В Москве был жуткий скандал. Спектакль, конечно, перенесли. Мои однокашники объявили бойкот, перестали со мной разговаривать. Понять их обиду можно. На наш спектакль загодя были приглашены "купцы", то есть режиссеры московских театров, дабы оценить игру выпускников и, может быть, кого-то пригласить к себе в труппу. В деканате моему липовому бюллетеню не поверили и внесли меня в списки на отчисление. Однако наша зав. кафедрой сказала: "Я знаю, Володя, что ты отлучался на съемки, но, хрен с тобой, доучись". И мне влепили тройку по мастерству, хотя я шел на "отлично". Вот какие неприятности нажил. Зато поработал с Марленом Мартыновичем. Я его обожаю.
- А театральные "купцы" вас заметили?
- Нет. Я 4 года проработал в Театре Советской армии мебельщиком - обставлял спектакли декорациями. А в свободное время в подвале, где размещался наш цех, разучивал те роли из репертуара, которые мне нравились. Однажды заболел актер, и в спектакле "Неизвестный солдат" оказалась оголенной большая роль. Я вызвался ее сыграть, и с двух репетиций меня ввели в спектакль. Работа получилась удачной. Меня разглядели. И вскоре пригласили в телефильм "Хождение по мукам" на роль махновца Красильникова, который домогался Катю Булавину. Оттуда я уже попал к Ларисе Шепитько, которая запускалась с военной драмой "Восхождение" по повести Василя Быкова "Сотников".
- А вас не смутило, что предстояло сыграть роль предателя?
- Нет. В отрицательных образах заложена сильная драматургия, поэтому их играть интересно. На первый взгляд сюжет незамысловат. В плен к немцам попадают двое партизан: тщедушный Сотников стойко переносит пытки и восходит на виселицу, а коренастый Рыбак пасует и становится полицаем. Но потом предатель переживает такие муки совести, что сам пытается повеситься. Зимнюю натуру снимали под Муромом. Зима в тот год была лютая. Морозы стояли за 40. Игравший Сотникова Боря Плотников отморозил себе уши и пальцы. Я несколько раз терял сознание от напряжения. Мы не играли, мы по-настоящему проживали жизнь своих персонажей. Вот вам пример почти мистический. Перед финальной сценой, в которой мой герой пытается повеситься в сортире, гример нарисовал мне под глазом синяк. Когда закончили эпизод и надо было снимать другую сцену, где я без синяка, стали смывать грим, но оказалось, что у меня под глазом кровь запеклась по-настоящему. И потом с этим фингалом я ходил две недели.
Камерную историю, рассказанную Василем Быковым, Лариса Шепитько своим гением подняла до высот вселенской драмы Христа и предавшего его Иуды. Фильм собрал по миру множество призов. Его признали даже немцы и на Берлинском кинофестивале дали главную награду - "Золотого медведя", хотя немецкий режиссер Фасбиндер был против и угрожал выйти из состава жюри.
- Вы были знакомы с Василем Быковым?
- Мы с ним одно время крепко дружили. Он мне книги свои подписывал. Но во времена перестройки мы разошлись во взглядах на жизнь, на искусство. И больше не общались. Писатель сильно изменился, он даже подвергал сомнению истинность своих произведений о войне. Я не понял его отрицания своих лучших книг, которые до сих пор продолжаю считать гениальными.
- В фильме "Урга" у вашего героя на спине шикарная татуировка: ноты военного марша. Это бутафория?
- Конечно. Все наколки на мне придуманы Никитой Михалковым. Согласно сюжету мой герой служил в армии музыкантом. Это фильм-импровизация. Французы ведь заказали документальную ленту о последних монголах, которые еще кочуют по северным провинциям Китая и по старинке живут в юртах. Но Михалкову пришла идея снять об этом игровую картину. Вместо сценария Рустам Ибрагимбеков набросал сюжет в общих чертах на нескольких страничках. Все остальное придумывали по ходу съемок. Поначалу я был поражен бесконечным зеленым океаном степи и напоенным травами воздухом. Восторг космический. Но, как оказалось, я - человек леса. И за три с половиной месяца съемок вид голых степных просторов меня жутко измучил. Эти переживания удачно легли на образ моего шофера Сергея. Кстати, я там был единственным российским актером.
- Остальные исполнители - настоящие кочевники?
- Настоящей была только бабушка - мать семейства. Ее привезли из глухой степи, где она даже телевизора никогда не видела. В бутафорской юрте ее нельзя было оставлять, а от комфортабельной городской гостиницы она впала в такую депрессию, что вскоре тяжело заболела. Впервые в жизни. Представляете! Еле-еле успели отснять сцены с ней. Как только ее привезли обратно домой, в родную юрту, она быстро выздоровела без всяких лекарств. Вот как важна энергетическая подпитка, которую человек получает от привычного жизненного уклада.
- Известно ваше неприятие сериалов. Почему согласились играть в "Дальнобойщиках"?
- Сериалы я действительно на дух не переношу. Считаю, что за редким исключением это не кино, а самодеятельность. Но сценарий первых пяти серий "Дальнобойщиков" меня тронул. Я увидел настоящие русские характеры, почувствовал живую ткань драматургии. Мы снимали историю о двух хороших мужиках, для которых дружба и взаимовыручка - не пустые слова. Я сам никогда не предавал друзей. До сих пор дружу с ребятами из моей юности. Дружба для меня такое же высокое понятие, как семья, любовь, Родина. Все это в итоге работает на укрепление государства. А в последнее десятилетие у нас идет активный процесс разгосударствления через отрицание всех этих важнейших категорий. Поэтому экран заполонили проститутки, бандиты, нечистые на руку дельцы, культивируется жажда наживы. Нам внушают, что деньги не зазорно добывать любыми способами, что надо прорываться наверх по головам... Для меня все это дико. При всех изъянах советского воспитания мы себе таких подлостей никогда не позволяли.
- Правда ли, что до "Дальнобойщиков" вы не умели водить машину?
- Водить-то я умел. Я не умел ездить. А это разные вещи. Многие мои герои в кино крутили баранку грузовика или трактора. Перед съемками в "Дальнобойщиках" я купил подержанные "Жигули" и упражнялся, гоняя по киностудии. Сейчас езжу прилично. Правда, уже успел попасть в аварию. Но не по своей вине. А вообще люблю быструю езду. Если меня и останавливают гаишники, то только за нарушение скоростного режима.
- Как они к вам относятся?
- Хорошо. Когда начинают козырять: "Здравия желаю, сержант такой-то", я в ответ представляюсь: "Здравия желаю, старший лейтенант Железяка". Это мой следователь из боевика "Америкэн бой", он там помогает скрыться бывшему афганцу, который отомстил рэкетирам за смерть друга. Милиционеры этот фильм любят. И мне иногда позволяют шалить на дороге.
- Глядя на вас, как-то не верится, что вы уже пенсионер. Как удается оставаться в такой прекрасной форме?
- Спортзал и русская баня - вот что мне помогает жить. В последнее время приходится много ездить: съемки, концерты, фестивали. Но как только отосплюсь после поездки, сразу же иду к тренажерам и начинаю восстанавливаться. В юности я серьезно занимался легкой атлетикой, три года отдал боксу и позже спорт никогда не забывал. Без этого сейчас нельзя. Вот недавно на Арбате один человек взял меня за грудки. Пришлось его усмирить. Мне потом говорят: "Володя, ты знаешь, кого вырубил? Это же местный авторитет. Вдруг он теперь тебя будет искать?" А я ответил: "Да и черт с ним, с авторитетом этим. Если он на меня наедет - сам же потом и пожалеет".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников