Министр образования и науки РФ Аандрей Фурсенко представил правительству законопроект, который сильно озадачит будущих абитуриентов и их родителей. В Рроссии с 1 сентября 2007 года вводится двухуровневая система высшего профессионального образования. Ппервый уровень - бакалавриат, второй - магистратура. То есть, чтобы стать полноценным специалистом, нужно одолеть вторую ступень, а предварительно выдержать конкурс. Правительство документ одобрило, но первый вице-премьер Ддмитрий Медведев высказал опасение, что многоуровневая система "поставит выпускников вузов в неравные условия при приеме на работу". Еесли, конечно, недоучек вообще на работу примут.
Что изменится? На бакалавра будут учиться 3-4 года, на магистра - не менее 5 лет. И то, и другое будет считаться высшим образованием, но доступ в аспирантуру получат только выпускники со степенью магистра и квалификацией "специалист".
Для чего затеяна вся эта вузовская перестройка, в общем-то, понятно. В законопроекте сказано так: РФ присоединилась к Болонской декларации и взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство. Раз в странах ЕС бакалавры и магистры, то и у нас отныне будет так. А без этого российские дипломы за рубежом не признаются.
Введение новой системы "будет способствовать развитию экспорта российских образовательных услуг". (Видно, мало нам десятилетней "утечки мозгов"!). Другой вопрос: что даст предлагаемое новшество стране и конкретному студенту? Может, вузовское обучение станет качественнее, а специалисты квалифицированнее? Это вряд ли, отвечают нам в знаменитой Бауманке. Сейчас здесь готовят инженеров за 5 лет 10 месяцев - и они идут нарасхват. Теперь им для начала предлагается обрубить "хвостик " в 10 месяцев - оставить пять лет. Конечно, бюджетные средства сэкономят, но станут ли кадры лучше?
Пока, правда, есть надежда, что не все вузы подпадут под законопроект. Например, федеральные университеты, творческие, "силовые" и медицинские вузы могут стать исключением из перечня, который позднее утвердит правительство. Нелепо же хирурга делать за три года - потом этот недоучка со скальпелем такое может натворить!..
А что такое бакалавр, допустим, для педвуза? "Мне трудно представить, - признается ректор Московского гуманитарного пединститута Александр Кутузов. - По сути, это специалист с незаконченным высшим образованием. А любая школа предпочтет взять на работу полноценного специалиста. Так что востребованности бакалавров в педагогике я не вижу. Их что, будут брать на разряд ниже - на меньшую ставку? Но у педагогов и без того зарплаты невелики. Кроме того, потребуется менять всю систему профподготовки. Сейчас мы с первого курса готовим учителей.предметников, а теперь что - убирать из программы курс педагогики или психологии? В общем, пока больше вопросов, чем ответов".
По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова - вечного оппонента Минобразования, "после бакалавриата, который даст общие знания, выпускника на производство не возьмут. Это в лучшем случае - лаборант, а не специалист. Получается, что и магистратура, и бакалавриат дают высшее образование, но одно - настоящее, а другое - просто диплом, бумажка. С такой идти разве что клерком в контору или чиновником в муниципалитет. В итоге мы получим огромную армию дипломированных лаборантов с "корочкой ". Есть опасения, что ради присоединения к Болонскому процессу мы слепо переймем только форму, а содержание потеряем.
Кроме того, эксперты предсказывают, что магистратура, скорее всего, будет на платной основе - раскошеливаться придется либо самим студентам (не зря столь активно пропагандируется так называемый образовательный кредит), либо коммерческим фирмам, которым нужны квалифицированные специалисты. А надежды насчет скорого признания нашего диплома на Западе вряд ли сбудутся. Европейской системой предусмотрены стандарты образования, которых у нас нет. Мы же взяли только форму. Что в сухом остатке? Мы разрушим систему целостной подготовки специалистов, чтобы получить недоучек, которым нет применения.
Ольга Нестерова.