Сергей Соловьев: «Милые, не лейте кровь, дорогие, не надо костра»

Классик для своего нового фильма «Одноклассники» из своей прошлой жизни взял немного.

Классик Сергей Соловьев для своего нового фильма «Одноклассники» (премьера завтра, 10 марта) с нехитрым, но притягательным подзаголовком «Слабо умное кино» из своей прошлой жизни взял немного — дочь Аню Соловьеву, сочинившую к этой картине вальс в японском стиле, актрису Елену Дробышеву, сыгравшую Долли в его «Анне Карениной», и Виктора Цоя из культовой «Ассы». Все остальное — в первый и, увы, в последний раз.

С ролью матери главного героя и своего сына Константина Крюкова актриса Алена Бондарчук ушла в мир иной. Режиссер не знал и не догадывался о болезни актрисы, возможно, потому, что был полностью сосредоточен на изучении мира нового поколения, которое представляют герои «Одноклассников». Мэтр сам приходил на выпускной бал московских школьников, который проводился в одном из павильонов ВДНХ, и обнаружил там вселенский праздник богатства и бедности, силы и бессилия, желания и апатии, что называется, в одном флаконе. Этими новыми красками он «насытил» сценарий студентки режиссерского факультета ВГИКа Сони Карпуниной, который она принесла учителю на десяти листках. Там была страшная история о попытке самоубийства молодой девушки, обучающейся на сценарных курсах и мечтающей о том, чего нет на белом свете. Как впоследствии призналась Соня Карпунина, соавтор сценария и исполнительница главной роли в фильме «Одноклассники», все описанное — из ее молодой жизни.

Для сцены суицида главной героини режиссер не пожалел яркого красного цвета, символизирующего жизнь и жажду к ней. Хотя, по мнению Сергея Соловьева, именно жажды жизни или даже элементарного стремления к успеху, роскоши, обладанию сегодняшним «одноклассникам» как раз и не достает. Тогда как у поколения отцов, представленных в картине Еленой Дробышевой, Андреем Межулисом, Андреем Руденским и Аленой Бондарчук, как раз желаний, правда, часто неосознанных, — с перебором. Как все в порядке с желаниями и у 65-летнего режиссера Сергея Соловьева, нашедшего всего за несколько месяцев деньги для этой картины, уговорившего мировую звезду Даниэля Ольбрыхского сняться в небольшой роли, разглядевшего в посетителях кафе талантливых актеров Константина Крюкова и Аристарха Венеса (до встречи с ними режиссер ничего не знал даже о Крюкове) и, что самое удивительное, заметившим глобальное сходство ног героини Сони Карпуниной с ногами Иисуса Христа.

Возможно, чтобы придать убедительности жертвенности натуры безымянной героини Карпуниной, Сергей Соловьев (соавтор сценария) отправляет ее на Гоа и делает приемной матерью местной девочки, которая осталась сиротой. В финале босоногая московская девушка, держа на руках чужеземного и чумазого ребенка, под музыку Виктора Цоя остается вдали от Родины, от богатого наследства и двух неравнодушных к ней молодых людей. Такой финал Соловьев считает единственно возможным, потому что другого пути после Виктора Цоя и с Виктором Цоем у рожденных в 90-е прошлого века быть не может. Иначе все напрасно — и рок на разрыве аорты, и страстное желание перемен, и весь дикий, бесчеловечный, горемычный наш капитализм.

— С удивлением я обнаружил, что нашей молодежи свойственно тотальное нежелание владеть заводами и пароходами. Она не хочет ни призов, ни славы. Просто жить и по возможности хотя бы немножко быть счастливыми, — единственная цель молодых, -считает Сергей Соловьев.

«Труду» режиссер в качестве главной мысли своей картины «Одноклассники» процитировал раннего Владимира Маяковского: «Что же, значит, ничто любовь? меня есть Сонечка, сестра! Милые! Не лейте кровь! Дорогие! Не надо костра!» Это ничего, что в поэме «Владимир Маяковский» эти слова принадлежат такому персонажу, как обыкновенный молодой человек. Может быть, он был одноклассником?!