Умер актер лучших фильмов Гайдая

Не стало Владимира Этуша

В Москве на 97 году жизни скончался народный артист СССР Владимир Этуш – один из старейших действующих актеров в нашей стране. Последний фильм с его участием был закончен в 2017 году. А на сцену своего любимого Вахтаноговского театра, с которым была связана вся его жизнь, он выходил до тех пор, пока недавно его не свалил обширный инфаркт. Год назад коллеги вручили ему премию «Ника» в самой престижной номинации «Честь и достоинство», и зал тогда встал в едином порыве – настолько точно совпадали формулировка премии и его судьба.

Владимир Этуш родился в 1922 году, к началу войны ему было 19. Он попросился добровольцем на фронт. Честно воевал, был тяжело ранен, получил вторую группу инвалидности. За свои боевые заслуги был награжден орденом Красной Звезды и медалями. О войне, впрочем, вспоминать не любил, как почти все фронтовики, интервью к 9 мая давал редко. По своей натуре он был сугубо мирным человеком. Любил театр-дом, театр-праздник, каковым для него был родной Вахтанговский театр.

Он редко покидал его стены, много играя на сцене, преподавая мастерство молодым актерам. У него было потрясающее чутье на таланты. Среди первых выпускников его курса в Щукинском училище – Людмила Максакова, Александр Збруев, Вениамин Смехов, Александр Белявский, Зиновий Высоковский. Позже Владимир Абрамович станет ректором, художественным руководителем Щукинского училища, директором Центрального Дома актера…

Многочисленные обязанности и общественные нагрузки не мешали ему сниматься в кино, блистать на сцене. Он сыграл около 60 ролей в театре и порядка 40 ролей в кино. Уникальная актёрская манера Владимира Этуша ярко проявилась в замечательных фильмах-сказках Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка», «Тень», «Ослиная шкура», в мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня», в очаровательном детском телефильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино», где он сыграл Карабаса-Барабаса.

Так случилось, что в качестве студента-практиканта молодежной газеты я попал на съемки этой картины, которая снималась в павильонах киностудии «Беларусьфильм». Помню, как скрупулезно Владимир Абрамович, к тому времени уже титулованный актер, работал над ролью в детском фильме. Как шлифовал каждый дубль, как предлагал режиссеру неожиданные решения образа, как по ходу съемок его Карабас-Барабас превращался из злого чудовища еще и в несчастного, жалкого и даже по-своему трогательного персонажа. В роли появлялись объем, второе дно, как того требовала вахтанговская школа.

У Владимира Абрамовича была своеобразная внешность, роли героев-любовников ему не светили, но он был непревзойденным мастером характерных, комедийных ролей. Этуш виртуозно играл жуликов, проходимцев, сутяг, приспособленцев всех мастей. Всенародную известность ему принесли работы в комедиях Леонида Гайдая – товарищ Саахов из «Кавказской пленницы», инженер Брунс из «Двенадцати стульев», стоматолог Шпак из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

После выхода «Кавказской пленницы» Этуша стали узнавать на улицах и в магазинах. Коллеги и знакомые предупреждали, чтобы он отныне был осторожен, не ездил с гастролями в южные республики, мол, оскорбленные кавказцы и побить могут. В реальности получилось ровно наоборот.

«Как-то пришёл на базар, – вспоминал Владимир Абрамович, – так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов — это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего. И всем было приятно. Особенно мне».

Свалившаяся на Этуша слава никак не сказалась на нем, на его образе жизни. Он оставался скромным, достойным человеком, избегавшим шумихи вокруг своей персоны, самопиара. При этом был – и уже навсегда остался для нас – актером, человеком, гражданином, который своими ролями, нравственным обликом выразил целую эпоху.

Цитаты, высказывания, фразы от Владимира Этуша

Сцена театра — это святое, алтарь. Там «грязи» быть не должно.

Артист должен работать. Когда он не работает, он чувствует себя без штанов.

Я — голодный артист, я своего не доиграл.

Памятником себя не ощущал и не ощущаю.

В артистах ничего не читавшим делать нечего.

День Победы для меня — второй день рождения.

Театр — это праздник, и туда нельзя допускать пошлость.

Смерть — это вещь конечно же неожиданная, но ожидаемая.