10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВДА ХОРОШО, А ГОСПРЕМИЯ ЛУЧШЕ

Сидоров Андрей
Опубликовано 01:01 09 Апреля 2003г.
"Труд" всегда интересуется жизнью провинциальных коллективов, неоднократно выступал информационным спонсором многих региональных фестивалей, в том числе в Омске, Новосибирске, Пскове, Тольятти. В "Труде", в отличие от других столичных газет, постоянны публикации о делах и деятелях театральной провинции. Ежегодное присуждение государственных премий в области литературы и искусства - волнующий для всех процесс, и, конечно же, нашу редакцию, ее отдел культуры тоже интересовало, кто за 2002 год будет удостоен. 5 февраля 2003 года была опубликована статья "Госпремия по протекции?", вызвавшая неоднозначную реакцию в театральных кругах. Особенно остро прореагировали в оренбургском отделении Союза театральных деятелей, прислав в газету эмоциональное письмо. Мы решили его опубликовать (с некоторыми не меняющими смысла сокращениями) и дать высказаться по этому поводу одному из наших авторов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Ах, какой обидный подзаголовок у статьи Любови Лебединой "Госпремия по протекции?": "Режиссеры пытаются получить самую авторитетную премию "не мытьем, так катаньем". Конечно, это не в адрес М. Захарова, К. Райкина, А. Калягина и других лидеров российского театра. Этот пассаж авторитетного критика относится к спектаклям театральной провинции.
Автору смешно, что "даже отделения СТД, состоящие из 2-3 человек, могут выдвигать на государственную премию любой спектакль единственного в городе театра". Этот пассаж отнесен к оренбургскому отделению СТД РФ. Нам, в свою очередь, тоже смешно, что Лебедина столь не осведомлена о жизни театральной провинции и, вероятно, даже не подозревает, что оренбургское отделение СТД объединяет 7 театров области, в которых работают 182 человека. Правление обсуждало вопрос о выдвижении на госпремию спектакля Оренбургского драматического театра, и совсем не "любого", как пишет автор статьи. К сожалению, она даже не заметила, что на соискание госпремии мы осмелились выдвинуть не только спектакль "Дон Жуан", но и спектакль "Отец" А. Стриндберга, поставленный тем же Р. Исрафиловым в 2002 году. Хотя "ничего плохого" по поводу постановки Рифкатом Исрафиловым "Дон Жуана" в Оренбургском драматическом театре автор сказать не могла, но позволила предположить, что "даже хороший спектакль за это время ветшает, распадается", поскольку актеры - живые люди, и они устают играть одно и то же. Поверьте, члены правления ОО СТД РФ - народные и заслуженные артисты прекрасно знают, что такое развалившийся спектакль, и упрекать их в том, что они посмели выдвинуть эдакое увядшее зрелище, некорректно. Дело в том, что после успешно проведенных театром гастролей в Москве (май 2002 года), где спектакль "Дон Жуан" видела искушенная московская публика, а один из авторитетных театральных критиков страны А. Смелянский обсуждал его на труппе, мы рискнули, кроме "Отца", выдвинуть еще и этот спектакль, который год от года становится интересней, содержательней, так как крепко, профессионально сделан и любим актерами и публикой.
Думаем, что в той запальчивости, с которой написана статья, поспешность выводов может быть допущена не только в адрес спектаклей Оренбургского драматического театра имени М. Горького. Деятелям российского провинциального театра в очередной раз указали на их место, ибо пафос статьи достаточно определен: "неча со свиным рылом, да в калашный ряд". Оказывается, театральная критика теперь позволяет расправляться с провинцией, прикрываясь благородными фразами об опасности снижения художественных критериев.
Мы тоже за то, чтобы авторитет госпремии был высок, и с глубочайшим уважением относимся как к нашим коллегам, так и к членам комиссии по выдвижению на государственные премии. Совершенствовать механизм выдвижения на эту высокую премию, вероятно, необходимо, так как столичные и провинциальные театры находятся в совершенно разных весовых категориях. Не учитывать этого нельзя. Но в предлагаемых обстоятельствах Оренбургское отделение СТД РФ считает выдвижение спектаклей оренбургского театра на соискание Государственной премии РФ за 2002 год правомерным и обоснованным. Оренбуржцы любят свой театр и болеют за него.
Просим дать ответ.
С уважением, председатель Оренбургского отделения СТД РФ народный артист РФ А. Лещенко (и еще 11 подписей).
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Казалось, ушли в прошлое те времена, когда в редакции газет приходили письма, обличающие критиков в несправедливости оценок тех или иных сценических произведений. Ан нет, оказывается, эта не слишком вразумительная традиция еще жива, судя по коллективному посланию из Оренбургского отделения Союза театральных деятелей в газету "Труд" за 12 подписями - в числе подписантов даже доктора медицинских наук. Хорошо, конечно, что в Оренбурге переживают за своих режиссеров и не дают их в обиду. Там, видно, до сих пор помнят те суровые годы, когда худрука могли снять с должности из-за разгромной (обычно - идеологизированной) статьи в центральной прессе. И хотя сегодня зачастую все обстоит иначе, и критические заметки журналистов только повышают рейтинг режиссеров у публики, тем не менее реакция на критику как на некий приговор, оставшаяся с советских времен, не до конца изжита. И вот я думаю, что если бы, скажем, Олег Табаков так же, как оренбуржцы, реагировал на все язвительные статьи по поводу своего МХАТа, то только бы и делал, что писал опровержения в газеты. Но это к слову.
Поклонники же творчества Рифката Исрафилова обиделись на автора заметки "Госпремия по протекции?" на том основании, что она усомнилась в художественных достоинствах одного из двух спектаклей режиссера, выдвинутого местным отделением СТД на премию. Конечно, отделения состоят не только из председателя и секретаря, в них входят и актеры, режиссеры, критики. И все-таки не думаю, чтобы по поводу выдвижения двух спектаклей Исрафилова на госпремию специально собирали семь театров области и решали этот вопрос открытым голосованием. Этим обычно занимаются члены правления местных отделений СТД.
Никто не спорит - Исрафилов опытный и изобретательный режиссер. Ведь он учился на курсе Андрея Попова и Марии Кнебель в ГИТИСе вместе с Анатолием Васильевым, Борисом Морозовым, Иосифом Райхельгаузом. Известные критики любили приезжать к нему в Уфу, где он много лет был художественным руководителем национального театра имени Гафури. Но когда там возник конфликт и башкирское управление культуры сняло его с должности художественного руководителя театра, то московские друзья не смогли ему помочь...
Приняв несколько сезонов назад оренбургский театр, Исрафилов, по сути, возродил его, наладил в нем творческую дисциплину, привлек молодежь, начал с труппой выезжать на гастроли и фестивали. Ему, как никогда прежде, нужен был успех, и он добился его. Об Исрафилове вновь заговорили. И тут совсем некстати появилась заметка Лебединой с несколькими строчками в адрес оренбургского театра. Было от чего бить в набат и подключать общественность к борьбе за правое дело.
Я вспоминаю давнишний случай ( о нем писала газета), когда на место бывшего художественного руководителя Самарского драматического театра Петра Монастырского приехал Вячеслав Гвоздков из Петербурга. Письма тогда шли косяком во все СМИ от сторонников прежнего руководителя театра, которые просили журналистов во всем разобраться, не дать погибнуть академическому кораблю. Когда же корреспонденты приезжали в Самару и видели полные залы на спектаклях Гвоздкова, то понимали: театр выруливает на новую художественную стезю, к сожалению, неприемлемую для некоторых актеров, зато интересную зрителям, до этого ставшим было забывать дорогу к своему "храму Мельпомены".
Рифкат Исрафилов, надо отдать ему должное, тоже вернул публику в оренбургский театр, но это совсем не значит, что все его спектакли - шедевры. Возможно, и Марк Захаров обиделся на жюри прошлогодней "Золотой маски", когда за "Шута Балакирева" получил всего лишь приз зрительских симпатий, но от этого никто не стал считать его менее одаренным режиссером. И такие примеры можно приводить до бесконечности. Искусство - та сфера, где невозможно установить единые для всех критерии и добиться признания путем голосования и даже премирования - как, впрочем, и усилиями объективных (и не очень) критиков. В конце концов зрителей особенно и не интересует, каких наград был удостоен спектакль. Главное - чтобы он по-настоящему захватывал, волновал, "заражал" (если вспомнить толстовское слово). Вот о чем в первую очередь думает настоящий художник - как в столице, так и в провинции...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников