ПЛЕСНУЛИ БЕНЗИНА

Статистика отметила первый скачок потребительских цен на бензин. Пока небольшой и только в восьми субъектах Федерации. Но в ближайшее время цены на топливо могут вырасти повсеместно и намного. А поскольку "бензиновая составляющая" есть в цене большинства товаров и услуг, то это неизбежно подстегнет инфляцию.

В Московской топливной ассоциации уже подсчитали, что цены на столичных автозаправочных станциях в ближайшие дни вырастут в среднем на 40 - 50 копеек за литр. Причина - стремительное подорожание нефтепродуктов в оптовом звене торговли. По данным ассоциации, за неделю оптовые цены на высокооктановые бензины АИ-92 и АИ-95 поднялись почти на 3 процента, а на "сельский" бензин марки А-80 и дизельное топливо - на 4-5 процентов. Учтем, что происходит это перед началом сева.
К чему это приведет? Опыт показывает, что при 10-процентном подорожании бензина общая инфляция на потребительском рынке повышается как минимум на 1,5 - 2 процента. Нам пока обещают 3 - 5-процентный рост на горючее, что гарантирует полпроцента инфляции (к уже обещанным 10 процентам в целом по году). Казалось бы, немного. Но это "средняя температура по больнице", а в жизни эти "крохи" часто оборачиваются серьезным удорожанием самых дешевых продуктов: хлеба, молока, крупы, а также товаров народного потребления. Разгорится аппетит и у транспортников, которые только что повысили свои тарифы. Причем в Москве и Подмосковье удорожание наземного транспорта, метро и электричек объяснялось ростом цен на топливо (а он только начинается).
Любопытно, что объективных причин для повышения цен на горючее пока нет никаких, если не считать желания российских нефтяных королей дополнительно подзаработать на сверхвыгодном экспорте. Как утверждают в МТА, именно весной нефтяные компании наращивают вывоз "сельскохозяйственного" бензина А-80 и дизельного топлива. Экспорт нефти тоже растет, что уже привело к подорожанию сырья на внутреннем рынке.
Правда, есть еще один повод - запланированное увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании. С 1 апреля экспортеры уже платят в виде пошлины за каждую вывозимую тонну нефти не 33,9 доллара, а 35,2 доллара, за вывоз нефтепродуктов - 31,7 доллара взамен 30,5 доллара. И это только начало. Как заявил министр финансов Алексей Кудрин, "правительство может и вправе изымать до 90 процентов дополнительных доходов с добывающих отраслей".
Далее деньги пойдут в стабилизационный фонд, который станет своего рода "страховкой" правительства на случай, если мировая цена на нефть сильно упадет. А потому с 2005 года, в соответствии с законопроектами Министерства финансов, ставки экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых вырастут, и налоговая нагрузка на нефтяников увеличится примерно на 30 процентов.
По данным экспертов, уже в 2002 году прирост запасов нефти в российских недрах составил 254 млн. тонн, а добыча - 380 млн. тонн, в 2003 году, соответственно, было 240 и 421 млн. тонн. Планируется, что в 2004 году добыча достигнет 440 млн. тонн, а к 2010 году - 490 млн. тонн.
Но найдем ли, что добывать? Если разведанных запасов не хватит, то в первую очередь это на себе ощутят россияне. Если, конечно, за следующие семь лет цены на нефтепродукты на внутреннем российском рынке не сравняются с мировыми. Кстати, цена бензина на российских автозаправках пока сравнялась с США, где он продается по 1,738 доллара за галлон (3,8 литра), то есть по 13 рублей за литр. Но американцы бьют тревогу, требуют от законодателей принять меры. Ибо для них такая цена кажется слишком высокой: даже 18 марта 2003 года, перед самым началом войны в Ираке средняя цена бензина составляла лишь 1,722 доллара за галлон. У нас "американская" цена на моторное топливо воспринимается как норма: мол, в Европе бензин значительно дороже.
Это правда. И не позавидуешь только что вступившим в Евросоюз странам, которые с 1 мая перепишут на бензозаправках ценники. Так, по прогнозам Латвийской ассоциации торговцев горючим, бензин самой популярной 95-й марки после 1 мая будет стоить в Риге от 45 до 50 сантимов (23 - 26 рублей) за литр, солярка - 47 - 48 сантимов (24 - 25 рублей) за литр.
Но Россия - не член Евросоюза и в отличие от прибалтов считается крупнейшей в мире нефтедобывающей державой. Да и зарплаты наши - увы! - ниже "прибалтийских", не говоря уже об американских или западноевропейских. Хотя в ближайшее время у нас тоже появится немало людей с приличным и вполне легальным доходом. Это госчиновники, так называемые "ключевые" сотрудники федеральных министерств и ведомств, зарплаты которых будут увеличены в несколько раз, что "позволит снизить коррупцию в среде госслужащих". Ранее фонд ИНДЕМ провел исследование, в ходе которого выяснил, что при сохранении всех косвенных выплат (служебный транспорт, медицинское обслуживание, дешевые столовые) чиновники среднего ранга (не "ключевые"!) согласны получать в среднем 18 тыс. 264 рублей, а при отмене косвенных выплат - 24 тыс. 167 рублей, - приблизительно вчетверо больше, чем в настоящее время.
Рядовым россиянам тоже добавят. По словам главы Минэкономики Германа Грефа, к 2007 году правительство прогнозирует увеличение реальных доходов населения на 35 - 40 процентов. Может, хоть на бензин хватит...