УКРОЩЕНИЕ БЕДНОСТИ

У 29 миллионов россиян ежемесячные среднедушевые доходы, по данным Госкомстата, не дотягивали в прошлом году даже до прожиточного минимума. В 2000-м за этим порогом оставались 42 миллиона граждан. Позитивные сдвиги налицо, однако и нынешний уровень бедности (20,4 процента населения страны) является безусловно неприемлемым. Вот почему один из важнейших приоритетов для властей всех уровней - значительное сокращение масштабов бедности. Какие пути видят специалисты для выполнения этой трудной задачи? На вопросы корреспондента "Труда" отвечает директор Института проблем рынка РАН академик Николай ПЕТРАКОВ.

- Николай Яковлевич, перед новым правительством поставлена задача - сократить количество бедных в два раза. Сделать это надо за 4 года. То есть ежегодно в разряд небедных людей должны переходить 3 - 5 миллионов россиян. Возможны ли в нашей стране такие темпы?
- Для начала посмотрим, кто такие бедные в нашей стране. Правительственные чиновники признали, что у нас, как и в развитых капстранах, существует нищета, которую искоренить практически невозможно. Ведь что такое 12 процентов бедности, которая считается нормой даже для цивилизованных стран с развитой рыночной экономикой? Это социальное дно общества. Недавно Институт социально-экономических проблем РАН провел социологическое исследование городского населения страны, о котором почти сто лет назад писал Максим Горький в пьесе "На дне". Выяснилось, что и сегодня там проживает около 11 миллионов человек. Расклад их по группам примерно такой:
- 3,4 миллиона - профессиональные нищие;
- 3,3 миллиона - лица без определенного места жительства (бомжи);
- 2,8 миллиона - беспризорные дети;
- 1,3 миллиона - уличные проститутки.
Но это не все - существует еще "придонье" (люди, живущие на грани бедности и нищеты) численностью около 5 миллионов человек. О них правительственные чиновники и намерены позаботиться.
- А что, на ваш взгляд, правительство могло бы предложить беднякам, получающим ежемесячные доходы ниже прожиточного минимума?
- Прежде всего - работу и зарплату. Давно известно, например, что у нас развалился парк гражданских самолетов: старые никуда не годны, а новые строить не на что. Экономисты, к примеру, подсчитали: достаточно всего четырех миллиардов долларов, чтобы отечественная авиационная промышленность заработала, а сотни тысяч ныне бедствующих рабочих получили возможность обеспечить себе достойную жизнь. Словом, выход при желании можно найти.
Бездонный резервуар бедности - российское село. Вместо аграрной реформы крестьянам вручили "филькины грамоты" о владении безвестными наделами земли. Сейчас достаточно выдать каждому владельцу земельного пая государственный документ, в котором бы указывалась не только площадь, но и среднероссийская стоимость надела, к примеру, в 100 тысяч рублей за гектар. Такой капитал никто пропить не позволит. Под него надо принять закон о залоге земель, который позволит брать в земельном банке кредит на покупку техники и семян, мини-заводов по переработке сельхозпродукции и так далее. Кредит должен быть целевым, чтобы не употребили на покупку водки. Если крестьянин его не погасит вовремя, то банк выставит землю на торги. Разницу в цене вернет сельчанину и тем самым не позволит ему опуститься "на дно". Российский мужик сможет прокормить не двух, а 20 генералов, если дать ему работу и достойную зарплату.
- В редакцию обратился Владимир Горбунов, предприниматель из Ангарска. Он изготавливает сырье- лесопиломатериалы. Есть возможность купить отечественный деревообрабатывающий завод 1998 года, но не хватает 17 миллионов рублей. Таких предпринимателей по России - многие тысячи. Где в небогатой, как наша, стране взять деньги на развитие производства?
- А зачем Центробанк России накопил почти 100 миллиардов золотовалютных запасов? Не для раздачи же бедным в ближайшие три года? Надо направлять эти деньги на восстановление отечественной промышленности, на подъем аграрного сектора, то есть давать людям работу. А из бедности они сами выйдут.
Обратите внимание: предприниматель Горбунов хочет купить не импортный завод, на котором делают мебель для богатых, а отечественный, чтобы производить товары для простых россиян. Бедными у нас считаются пенсионеры, сельские врачи, учителя, библиотекари и так далее. Что, кроме продуктов, покупает пенсионер? Дешевую одежду и обувь, недорогие предметы домашнего обихода. Нашим инвалидам, например, нужны доступные по цене отечественные инвалидные коляски. Все эти товары будут производить отечественные предприниматели. Им правительство и должно помогать создавать новые рабочие места, привлекая к этому любые, в том числе и бюджетные деньги.
Есть другой путь снижения числа бедняков. Например, если у правительства нет возможности повысить зарплату бюджетникам, то почему не освободить их от налогов? К примеру, начиная с доходов, равных средней зарплате по стране. Сейчас она примерно 5 тысяч рублей. Вот с них и не надо взимать налог, а выше - пожалуйста.
- Николай Яковлевич, но у нас и так снизили подоходный налог до 13 процентов. Куда еще ниже?
- Если говорить о миллионерах, которым подоходный налог уменьшили с 35 до 13 процентов, то вы рассуждаете верно - снижать больше некуда. Но ведь раньше десятки миллионов рядовых россиян платили 12 процентов. Для них введение 13-процентного подоходного налога - увеличение, пусть и небольшое, на 1 процент, налогового бремени. У меня соседка - преподаватель в университете. Жалуется: богатым жизнь облегчили, а ученых общипали по принципу - с миру по нитке. То есть опустили пониже, к черте бедности.
- В последнее время цены на хлеб растут. Выброс на рынок зерна из государственного стабилизационного фонда результатов не дал. Возможно ли регулирование цен в условиях действия рыночной экономики?
- Рынок не регулирует цены. Он их выравнивает. А правительство обязано этот процесс контролировать. Можно ведь повысить зарплаты и пенсии, но при том не добиться улучшения благосостояния граждан. В Москве, по официальным данным, 30 процентов просроченных и фальсифицированных лекарств, которые продают по завышенной цене. Недавно покупал лекарство. Нашел его в аптеке на Тверской улице по 170 рублей за упаковку. Стал искать подальше от центра. Обнаружил его на Мичуринском проспекте по... 250 рублей. Такая обдираловка населения никакого отношения к рынку не имеет.
Нигде в мире, кроме нас, нет такого разброса цен в одном городе на одну и ту же продукцию. Если вы в Париже покупаете сигареты одной марки, то на Елисейских полях и в пригороде цена на них будет одна и та же. В Японии правительство держит под строгим контролем цены на рис. В развитом капиталистическом обществе необходимость повышения стоимости любого товара надо доказать.
- И все-таки, нужно ли повышать зарплату?
- Раздача денег, уверяю вас, не всегда лучший способ борьбы с низким уровнем жизни. Как-то в Париже мы с коллегой спешили на деловую встречу и нарушили правила уличного движения. Он долго мучился, объясняя полицейскому свою правоту. "Дал бы ему "на лапу", - посоветовал я, - быстрей бы отвязался". "Деньги он бы не взял, - ответил приятель, - а меня бы разорил за дачу взятки". Дело в том, что французские полицейские держатся за свое место не из-за высокой зарплаты. Важнее для них социальные блага этой профессии: большая пенсия, возможность бесплатно учить своих детей в вузах, очень низкая квартплата, дешевое лечение и санаторно-курортный отдых и так далее. Вот за что держатся капиталистические бюджетники!
Наше же правительство берет курс на отмену льгот и предлагает заменить их денежными выплатами. Что мы получим в результате? Если милиционеру нужна квартира, то он все льготные деньги будет копить на ее покупку. Неужели обществу нужны больные, уставшие, замученные бытом охранник общественного порядка, сельский учитель, земский врач? Правительство встревожено тем, что нынешние льготы являются пустышкой, потому что не наполнены деньгами. Но достаточно сделать их целевыми, адресными, и денег на их реализацию потребуется значительно меньше. К примеру, дети сельских учителей получат право учиться в институтах бесплатно. Но не все же в один год! Так же и в области лечения, передвижения по стране, протезирования и так далее.