ВАЖНО ХОРОШО НАЧАТЬ

Опросы российской начальной школы показали: у 70 процентов первоклассников отсутствуют навыки самоорганизации, у 60 отмечены проблемы с речью... Это приводит к тому, что десятки тысяч ребятишек с первых школьных дней начинают отставать от более развитых сверстников, остро переживать свои неудачи и в конце концов теряют интерес к учебе.

Психологи и социологи полагают, что начальная школа играет ключевую роль в становлении личности. Если "проморгать" четыре первых учебных года, то все последующие окажутся смазанными, малорезультативными.
Кстати, те же ученые подметили любопытный факт: на карьере человека больше всего сказываются как раз начальная школа и учеба в вузе, а меньше - основная школа (с 5-го по 9-й класс) и аспирантура.
Чтобы выравнять стартовые возможности дошколят, их необходимо специально готовить к поступлению в первый класс. И не в последние недели перед 1 сентября, а на протяжении года. Речь не об обучении чтению, письму, счету. Практика показывает, что успехи детей, натасканных репетиторами, могут оказаться кратковременными. Главный смысл предшкольной подготовки - в развитии умственных и физических возможностей ребенка. Его нужно научить умению слушать, общению с детьми и взрослыми, работе с пластилином, рисованию, различать оттенки цвета. Все эти навыки обычно прививались в детских садах. Но в постперестроечные времена многие из них закрылись, а в уцелевших плата за пребывание стала для многих семей неподъемной. По данным экспертов, сейчас детсады посещают лишь 32 процента российских малышей в возрасте 3-4 лет. Для сравнения: в странах с высокими доходами населения этот показатель 75-80 процентов. А общее число детей в наших дошкольных учреждениях составляет 58 процентов (данные за 2003 год). В зависимости от региона цифры колеблются от 23 процентов (Дагестан) до 83 (Владимирская область). Особенно страдают от отсутствия развивающих дошкольных программ сельские дети.
Как говорит начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Параданова, разработчики идеи предшкольного образования заботились прежде всего о сельском социуме. Но даже в крупных городах, где есть детские сады и при школах действуют платные подготовительные группы, далеко не все будущие первоклассники могут их посещать. Станет ли предшкольная подготовка обязательной для всех детей? На этот вопрос заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко ответил корреспонденту "Труда" так: "Пока мы не увидим, что услуга востребована на 80-90 процентов, говорить о "всеобуче" не стоит".
Волнует родителей и то, во сколько обойдется семейному бюджету очередное новшество Министерства образования и науки? Поскольку в большинстве случаев предшкольная подготовка будет организована на базе детских садов, где за содержание детей с родителей взимаются деньги, министерство предлагает ввести дифференцированную оплату. Обеспеченные семьи за питание и пребывание детишек в дошкольных учреждениях будут платить больше, бедные - меньше. А вот образовательная часть подготовки будущих первоклассников должна быть бесплатной для всех без исключения детей, убежден Игорь Реморенко. Кстати, с 2002 года в Московской, Новгородской и Самарской областях проводится эксперимент по долевому финансированию дошкольных учреждений. В них образовательные услуги тоже финансируются за счет государства, а социальные - либо оплачиваются родителями полностью, либо дотируются из средств муниципалитетов.