В «Руспродсоюзе» предрекли заметное подорожание еды

Премьер-министр обещал вмешаться в ситуацию и поддержал предложение думцев о гибком регулировании цен

Из-за пандемии коронавируса и обвала рубля производители и поставщики продуктов питания хотели бы поднять закупочные цены, рост может составить до 15-20%, рассказал «Известиям» исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Производители предложили торговым сетям смягчить пилюлю – и увеличивать цены в два этапа. 

В Федеральной антимонопольной службе не считают предложения спекулятивными, поэтому подорожание – скорее всего, только дело времени, предупредил Востриков. 
 

Чай, кофе, хлеб и молоко

Сильнее всего подорожают кофе, чай, какао и консервы – на 20%. Эти товары особенно завязаны на доллар, который в начале марта окреп на 30% (сегодня он немного ослаб в ожидании встречи участников ОПЕК и их партнёров – и стоит около 74 рублей). Отдельно из-за обрушения рубля подорожали упаковка и иные составляющие.
 
Так, закупочную стоимость макаронных изделий производители просят увеличить на 5–15%, то же касается хлеба и других изделий из зерна и муки. На цену этой линейки продуктов особенно давят транспортные расходы: к концу прошлого месяца они удвоились.
 
Пока стоимость хлеба на бирже не поменялась, но его себестоимость выросла на 5-7% из-за транспортных издержек, отметил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Торговые сети, по его словам, отказались от наценок на соцально значимые товары (в том числе хлеб). Но обычно ритейл прибавляет к исходной цене хлебной продукции порядка 25%.
 
У молочной продукции есть шанс сохранить планку, полагает исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли (Молочный союз России) Людмила Маницкая. «Либо всё останется, как есть, либо всё-таки подорожание произойдёт, но не на 20, а на 10%. Подорожание, думаю, ждать нужно, но не из-за коронавируса, а из-за падения рубля», - сказала она НСН. 
 

Рыба и вино

Не повезло тем россиянам, кто любит рыбные блюда: почти половина всей рыбной продукции на рынке завязана на импортное сырьё. Из-за коронавируса предприятия вынуждены тратить деньги и на дезинфекцию производств. К этому нужно прибавить уже упомянутое повышение цен на мучное и упаковку. Расценки поставщиков уже выросли, и ритейл вслед за ними повысит конечный ценник, сказали в Рыбном союзе. Не спасло бы рыбу импортозамещение, продолжают специалисты: в российских водах нет всех популярных видов. Также цены на отечественный продукт привязаны к мировому рынку и той же валюте, без импорта на российском рынке начнёт расти стоимость других товаров.
 
Компания-импортёр вина Simple предупредила о росте цен на 13-18% в связи с ростом себестоимости вин из-за укрепления доллара и евро и транспортных проблем. По словам президента компании Дениса Каширина, повышаться ценник будет постепенно.
 

Остановить беспредел

Торговые сети находятся в контакте с поставщиками и периодически ритейлу удаётся настоять на незначительном повышении или даже на сохранении прежних цен, рассказал пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко. С ростом валюты или цен на горючее невозможно не считаться, но крупные ритейлеры уже выказались за нулевую наценку на социально значимые позиции, сказал эксперт.

Некоторые предприятия увеличивают цену на продукты опираясь на ослабление рубля, но даже если «деревянный» окрепнет, ценник не снижают, сказал глава АКОРТ Сергей Беляков. Торговые сети стараются не допускать таких случаев, заверил он. 
 
Сети поднимают цены, как правило, если поставщики поголовно поступают также, отметил глава правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
 
В Минсельхозе считают ситуацию на продовольственном рынке стабильной, но признают зависимость цен от колебаний рубля. 
 
Премьер Михаил Мишустин одобрил ранее озвученную депутатами идею ограничить рост цен на еду. «С одной стороны, на федеральном, на региональном уровнях мы говорим о том, что дефицита нет. В то же время видим, как цены растут. Это не только на лимоны и имбирь», - говорил один из авторов инициативы депутат Сергей Неверов (цит. по РИА Новостям). Виноваты «недобросовестные посредники», считает депутат: поставщики не могли так серьёзно поднять цены. Во многих регионах закрыты фермерские рынки, где продавали еду без посредников, добавил Неверов.
 
По мнению депутата Владимира Плотникова, неоправданно завышают цены именно сети. Торговая надбавка на овощи и фрукты и другие значимые товары не должна превышать 10-15%, считает парламентарий.

Обвинил сети и спикер Думы Вячеслав Володин, который назвал рост цен беспределом. 

Государство уже пыталось диктовать продавцам цены, эффект оказался обратным, сказал бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. «Официально торговцы «регулируемые» товары продавать отказывались, реализуя из у задней двери магазина уже по рыночной цене», - приводит его слова «Экономика сегодня». Эксперт поддержал вариант только гибкого и осторожного контроля цен.
 
О спасительной роли конкуренции напомнил депутат Владимир Гутенёв. «Наценка кондитерских фабрик на свою продукцию составляет не менее 100-150 процентов, а то и больше. А потому их желание сохранить свою маржу натолкнётся на полное неприятие со стороны потребителей. Если они увеличат цены на 15-20 процентов, никто их конфеты покупать уже не будет», - сказал он «Парламентской газете».

Отметим, на прошлой неделе Роспотребнадзор выпустил инструкцию по покупке еды во время вируса.

Напомним, по подсчётам аналитиков рейтингового агентства АКРА, больше всего средств на еду тратят жители Ингушетии - 59% от расходов. В Дагестане 55%, на Чукотке и в Смоленской области — по 48%, а в Кабардино-Балкарии продукты отбирают 45% от всех расходов. В Москве и Московской области показатель составил 25%, а в среднем по стране – 33%.