Сянган – не место для смуты и шпионов

Закон «О национальной безопасности» – новый этап в переходе к возрождению «Жемчужины Востока» после установления порядка

19 марта Законодательный совет Специального административного района Сянган единогласно принял Закон «О национальной безопасности», что способствовало дальнейшему совершенствованию правовой системы Сянгана. Эту новость жители Сянгана и внутренних районов КНР встретили бурным ликованием, а глава местной администрации Ли Цзячао заявил: «Этого исторического момента Сянган ждал 26 лет, 8 месяцев и 19 дней». Однако страны Запада – США, Великобритания и ряд других – выступили с безрассудной критикой законопроекта, и даже объявили о введении санкционных мер в отношении официальных лиц Сянгана. Почему же локальный законодательный акт одного из регионов Китая вызвал столь пристальное внимание? Сегодня я хотел бы поделиться с российской аудиторией полной информацией по этому вопросу.

Сянган – сверкающая жемчужина в ожерелье городов Южного Китая -- в период колонизации западными странами более 100 лет находился под властью Великобритании. После возвращения в лоно родины в 1997 году, благодаря политике «одна страна – две системы», Сянган стал окном в мир и мостом, соединяющим внутренние регионы КНР с зарубежными странами. Существовавшая в то время правовая система была сохранена и дополнена, неизменным осталось положение Сянгана как международного финансового, торгового центра и международного центра морских перевозок. Все социальные сферы полноценно развивались, а перспективы демократического развития были блестящими.

Однако в июне 2019 года при поддержке иностранных пособников местные силы, выступающие против Китая и преследующие цель дестабилизировать ситуацию в Сянгане под предлогом проведения шествий и мирных митингов стали планомерно вести террористическую деятельность, угрожавшую национальной безопасности страны, сильно ударившую по благосостоянию местных жителей. После тех событий в Сянгане долго сохранялось социальное напряжение, самым негативным образом сказавшееся на счастливой жизни сянганцев. А причиной этого стало наличие юридической бреши в законодательстве САР, касающемся национальной безопасности.

На самом деле в статье 23 Основного закона Сянгана, вступившего в силу ещё в 1997 году после создания специального административного района, четко предусмотрено, что Сянган должен принять локальный закон, карающий любые деяния против государства, включая государственную измену, сепаратизм, подстрекательство к мятежу, подрывную деятельность в отношении Центрального народного правительства КНР и незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. В нем должен был быть запрет зарубежным политическим организациям и объединениям осуществление политической деятельности в Сянгане, а также запрет политическим организациям и объединениям Сянгана контактировать с зарубежными политическими организациями и объединениями.

Однако ввиду постоянного противодействия со стороны внешних враждебных сил и локальных антикитайских сил, стремящихся пошатнуть политическую стабильность Сянгана, принятие статьи 23 Основного закона САР Сянган раз за разом переносилось, в итоге так и не было завершено. И уже после волнений, потрясших Сянган в 2019 году, пришло осознание, что защита государственного суверенитета и безопасности, интересов дальнейшего развития специального административного района – это высочайшие принципы политики «одна страна – две системы», и без обеспечения защиты государства о процветании и стабильности в регионе не может быть и речи. Лишь с принятием Закона КНР «О защите государственной безопасности САР Сянган», специальный административный район смог вернуться на трек мирного и гармоничного существования.

Закон КНР «О защите государственной безопасности САР Сянган» вступил в силу и исполнялся на протяжении последних трёх лет. За эти годы Сянган совершил переход от «установления порядка после смуты» к «возрождению после установления порядка», и именно эти три года стали периодом, когда международное сообщество давало высокую оценку перспективам Сянгана. САР сохранил статус одной из самых свободных экономик мира и региона с одним из самых высоких уровней конкурентоспособности в рейтингах множества международных организаций. Сянган занимает первые строчки Индекса глобальных мировых финансовых центров (GFCI), Глобального инновационного индекса и Индекса человеческого развития. Международный валютный фонд (IMF) в своем докладе однозначно утвердил статус Сянгана как международного финансового центра. Иностранные торговые и производственные компании положительно оценивают итоги работы по улучшению политической и деловой среды Сянгана. По результатам недавнего опроса, проведённого Американской торговой палатой в Сянгане, 79% американских компаний считают справедливыми нормы местного законодательства.

Вместе с тем администрация САР чётко понимает, что, несмотря на внешнюю стабильность местной обстановки, первопричина беспорядков ещё не искоренена, вопрос угрозы национальной безопасности по-прежнему стоит очень остро. При этом Закон КНР «О защите национальной безопасности САР Сянган» от 2020 года не обеспечивает всестороннюю защиту от различных событий и действий, которые могут возникнуть и нанести ущерб государственной безопасности, а правовая система Сянгана всё ещё требует доработки для повышения эффективности и устранения потенциальных брешей в законодательстве. И только официальное обнародование и вступление в силу Закона САР Сянган «О национальной безопасности», в котором подробно прописаны семь конкретных категорий действий, подлежащих запрету в целях защиты национальной безопасности, наконец позволили полностью восполнить юридические пробелы в данной сфере и обозначили новый исторический рубеж в деле управления Сянгана.

19 марта 2024 года. Сянган, Китай. Законодательный совет САР Сянган единогласно принимает в третьем чтении Закон о защите национальной безопасности. Фото: Синьхуа

И здесь я хотел бы особо отметить два момента. Первое: принятие Закона САР Сянган «О национальной безопасности» отражает мнение жителей Сянгана. В процессе подготовки законопроекта Сянган продемонстрировал абсолютную сознательность, единодушное согласие и непоколебимую волю, выступил в поддержку исключительной важности закона для всего общества, показывая патриотические настроения к Китаю и к Сянгану. Администрация САР проявила высокую решимость и проделала огромную работу. Были опубликованы сопроводительные справочные документы объемом более 80 страниц. На многочисленных мероприятиях, в том числе различных консультациях, замечания и предложения сторон были внимательно заслушаны, своевременно даны разъяснения и пояснения по вопросам, вызывающим сомнения сторон. Законодательный совет Сянгана крайне ответственно, скрупулёзно и на высоком профессиональном уровне проработал данный вопрос. В заявлении, опубликованном Законодательным советом, содержалось обещание добросовестно выполнять свои обязанности. В соответствии с утвержденной процедурой был сформирован специальный комитет, который постатейно рассмотрел проект закона, при этом процесс рассмотрения транслировался в прямом эфире, был абсолютно открыт и прозрачен и получил высокую оценку общественности. Представители различных кругов также оказывали всестороннюю поддержку и принимали активное участие в процессе. В поддержку данного законопроекта выступили сотни коллективов и организаций, представляющих различные слои населения, социальные круги и группы. За время общественных слушаний администрация САР получила более 13 489 мнений респондентов, из которых 13 297 высказывались в поддержку законопроекта либо оценивали его позитивно, это составило 98,58% от общего числа предложений и замечаний.

Второе: данный закон никоим образом не противоречит гарантиям демократических прав и свобод. В преамбуле закона зафиксированы три основных принципа законодательства: государственная безопасность и суверенитет, гарантия прав на свободу действий и верховенство закона. В тексте чётко прописана необходимость соблюдения баланса между защитой национальной безопасности, соблюдением свобод и развитием экономики. Помимо этого, закон классифицирует признаки состава преступления, разграничивает преступное и непреступное поведение, что в действительности направлено на защиту потребностей в деловом общении, ведении бизнеса и международных контактах между жителями Сянгана и иностранными структурами, организациями и сотрудниками. Таким образом, данный закон никак не влияет на высокую степень автономии Сянгана, не меняет существующую капиталистическую систему и образ жизни жителей САР, и не мешает нормальным контактам региона с внешним миром. Торговые палаты и предприятия иностранных государств по разным каналам довели информацию о том, что принятый закон о защите национальной безопасности сделал деловую среду Сянгана более стабильной и прозрачной, что они поддерживают и выражают понимание.

Сянган – это китайский Сянган, его дела являются исключительно внутренними делами КНР. Однако США, Великобритания и ряд других государств позволили себе резкие и безрассудные высказывания в отношении законопроекта регионального уровня, который затрагивает крайне важные вопросы защиты национальной безопасности, разработан в строгом соответствии с общепринятой международной законодательной практикой и получил широкую поддержку местных жителей. Эти государства имеют совершенные правовые системы по защите госбезопасности с огромным количеством законодательных актов, и активно распространяют собственные системы на другие страны. Их нападки на законодательную работу Сянгана не могут расцениваться иначе, чем неприкрытая политическая манипуляция и циничное проявление двойных стандартов. Подобные действия – это беззастенчивое вмешательство во внутренние дела Сянгана и КНР, грубейшее нарушение принципов международного права и базовых норм международных отношений, очередное воплощение образа мышления гегемона и политики силы, а также полного игнорирования и попрания демократии, верховенства закона, прав и свобод человека в Сянгане. Китай выражает острое недовольство и решительный протест против столь очевидных попыток сдержать развитие страны под вывеской заботы о Сянгане! Сянган сейчас уже не тот, что был сто с лишним лет назад, и уже тем более современный Китай совсем не тот, что был тогда. Все страны, которые хотели бы посредством обострения сянганского вопроса воспрепятствовать великому возрождению китайской нации и мирному укреплению позиций Китая на мировой арене, в конце концов только лоб себе разобьют и останутся в проигравших, прибитыми гвоздями справедливости к позорному столбу истории, как это было в случае с Синьцзяном и Тибетом ранее.

Россия является важнейшей силой международного сообщества, которая связана с Китаем отношениями всеобъемлющего стратегического партнёрства. Россия неизменно придерживалась справедливости, твёрдо поддерживала официальную позицию КНР по защите ключевых интересов государства в вопросах, касающихся САР, решительно возражала против вмешательства внешних сил во внутренние дела Китая. Недавно официальный представитель МИД России Мария Захарова однозначно заявила, что лицемерная и безосновательная критика законотворческого процесса региональных властей Китая со стороны США и их сателлитов есть не что иное как очередной пример грубого вмешательства во внутренние дела КНР и классическое проявление политики двойных стандартов. Китайская сторона высоко ценит и выражает искреннюю благодарность за неизменную поддержку справедливой позиции Китая со стороны правительства России и представителей различных кругов страны. Мы готовы совместно с российской стороной оказывать взаимную поддержку по вопросам защиты коренных интересов двух стран, сообща содействовать демократизации международных отношений и вместе защищать международную справедливость.

Колесо истории продолжает катиться вперёд, и справедливость всегда восторжествует! Уверен, что обеспечение высокого уровня безопасности позволит Сянгану в дальнейшем с уверенностью противостоять возможным рискам и вызовам, осуществлять ещё более качественное развитие, вывести открытость внешнему миру на более высокий уровень, достичь еще более блистательных результатов. САР непременно сыграет более важную роль в деле строительства сильного Китая и осуществления великого возрождения китайской нации, продолжит вписывать новые главы в книгу реальных достижений политики «одна страна – две системы». «Жемчужина Востока» будет сверкать ещё ослепительнее! Китай приветствует дальнейшее активное налаживание делового сотрудничества и дружеских контактов между Россией и Сянганом. Приглашаем российских друзей почаще приезжать в Китай и Сянган, чтобы своими глазами увидеть прекрасное завтра процветающего и развивающегося Сянгана.