Длительный марафон, связанный с повышением минимальной зарплаты, близок к финишу. Еще в ноябре прошлого года Государственная Дума приняла соответствующий закон, который в декабре был отклонен Советом Федерации из-за нехватки финансовых ресурсов. Тогда создали согласительную комиссию, в работе которой активно участвовали и правительственные эксперты. После трудных переговоров был найден компромиссный вариант. В конце прошлой недели нижняя палата утвердила многострадальный закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в редакции согласительной комиссии. А позавчера его одобрил и Совет Федерации. Ожидается, что в самое ближайшее время документ подпишет президент Владимир Путин. Закон предусматривает повышение минимальной зарплаты с 1 июля нынешнего года с 83,49 до 132 рублей, с 1 января 2001-го - до 200 рублей, с 1 июля 2001-го - до 300.
Понятно, эти суммы все еще далеки от прожиточного минимума, который для трудоспособных россиян составил в первом квартале 1232 рубля. Но хотя бы началось движение, после трехлетнего застоя сделан наконец первый шаг. Многих, естественно, интересует, как повлияет принятие этого закона на зарплату работников бюджетной сферы? Изменится ли Единая тарифная сетка (ЕТС)? Пока полной ясности здесь нет. В нынешнем году пересматриваться она, видимо, не будет, ибо ставка первого разряда с 1 апреля составляет 132 рубля, что как раз и соответствует новой минимальной зарплате, которая будет введена с 1 июля, если президент подпишет закон. А вот в 2001 году ставки ЕТС должны измениться по двум причинам. Во-первых, правительство уже приняло решение о "расширении" сетки - сегодня, например, ставка 18-го разряда выше первого в 8,23 раза, а с 1 января 2001-го это соотношение увеличивается до 10,07. А во-вторых, минимальная зарплата с 1 января будет 200 рублей, значит, меньше этой суммы не должен получать ни один бюджетник.
По сути, у властей есть всего два варианта. Или увеличить с начала будущего года ставку первого разряда со 132 рублей до 200. И от этой "базы" пропорционально повысить ставки всех остальных 17 разрядов. Но на это потребуется из бюджетов всех уровней 158 миллиардов рублей в год, в том числе 40,4 миллиарда - из федеральной казны. Таких денег, насколько мне известно, нет. Поэтому, скорее всего, придется принять второй вариант: взять за основу "растянутую" ЕТС, но первые три разряда с помощью доплат увеличить таким образом, чтобы суммы превышали 200 рублей. И тогда Единая тарифная сетка, снова заметно "сжавшись", могла бы выглядеть так:
Разряды Расчетные тарифные ставки (руб.)
1 200 руб.
2 210
3 233,1
4 252,1
5 285,1
6 322,1
7 364,3
8 411,8
9 466,0
10 526,7
11 595,3
12 673,2
13 760,3
14 859,3
15 971,5
16 1078,4
17 1197,2
18 1329,2
Конечно же, будут и премии, и надбавки. Тем не менее легко представить, что и в следующем году миллионы работников бюджетной сферы, видимо, будут зажаты в тисках бедности. По-прежнему придется трудиться на полутора ставках, искать приработки на стороне. Ситуация, на мой взгляд, дошла до критической отметки. Именно поэтому политика доходов требует серьезного усиления, и это особенно относится к бюджетной сфере.
В марте средняя начисленная зарплата в сфере образования составляла 1062 рубля, в здравоохранении - 1128, в сфере культуры и искусства - 1073. Это в два с лишним раза меньше, чем в промышленности (2653 рубля). Прибавка у бюджетников в будущем году, как мы уже говорили, будет, но, учитывая огромное отставание от общероссийского уровня, двигаться здесь надо более энергичными темпами.