"МЕРТВЫЕ ДУШИ" В КВАДРАТЕ

Двадцатилетний паренек из Дубны скупает домены (имена) "умерших" или забытых хозяевами интернетовских сайтов. Сегодня в его копилке уже 1670 таких "мертвых душ", и современный Чичиков надеется через пять лет стать миллиардером.

ПОМИМО полутора тысяч заброшенных доменов, 20-летний Денис, бродя по Интернету, прибрал к рукам электронные имена нескольких вполне живых и процветающих организаций, например ФАПСИ, компаний "Пентиум", "Комтек" и других. Что это значит? Просто вышеупомянутые авторитетные организации отныне... не могут выступать в сети Интернет на российской территории под своим исконным названием. И будут вынуждены либо подыскивать псевдоним, либо падать в ножки к Денису, чтобы он дозволил попользоваться своим потерянным именем, либо судиться, что долго и накладно. К моему удивлению, новый Чичиков, он же - Денис Гледенов, и не думал прятаться от прессы. Он убежден, что в его действиях нет ни малейшего криминала, более того - со всех операций по скупке "мертвых душ" даже уплачены налоги.
- Денис, объясни, пожалуйста, для чего тебе понадобились чужие электронные имена?
- Дело в том, что в Интернете в отличие от реальной жизни не может быть тезок. Если в сети есть название сайта, например газеты "Труд" - (trud.ru), никто больше не может называть себя таким именем. Заметьте: ежедневно только в Москве открывается полторы тысячи новых сайтов. Неудивительно поэтому, что хороших, звучных имен на всех не хватает. Вот я и скупаю по возможности перспективные имена и не сомневаюсь, что со временем это даст большую прибыль.
- Объясни поподробнее: какие имена - перспективные.
- Почему рекламодатель охотно ставит свою информацию на одном сайте и отказывается вкладывать деньги в другой? Потому, что у первого подходящее имя. Оно хорошо звучит, запоминается, как слышится, так и пишется, ассоциируется с названием известных фирм и людей. По длине - не более шести-семи букв. То есть любой человек случайно увидел название на рекламном щите на улице, запомнил и, придя домой, тут же вошел на этот сайт. Так вот, уже через несколько лет все такие имена в сети будут заняты. Невозможно будет зарегистрировать название короче двенадцати букв. А у меня в "заначке" такие имена будут храниться. И я вас уверяю, любая серьезная фирма готова будет очень хорошо заплатить, чтобы получить доменное имя из моей коллекции. Тогда-то я и разбогатею.
- И каким же образом ты эти имена добываешь?
- Оплату доменного имени нужно вносить ежегодно. Если этого не сделать, то в течение двух-трех месяцев домен пропадает. Например, если ваша газета прозевает момент оплаты - я обязательно подсуечусь и получу права на это имя, которое соответствует всем необходимым критериям. Я отслеживаю сайты с именами, которые мне понравились и находятся при этом в стадии перерегистрации. Если хозяева деньги за него так и не внесли, то я оформляю его на себя. Стоит это (вместе со всеми налогами) около 40 долларов за одно имя.
- Сорок долларов умножить на почти две тысячи имен! Не слишком ли высоки затраты для работы на перспективу?
- И эту сумму нужно выплачивать ежегодно. Сейчас наступает очередной момент оплаты. От некоторых имен я избавлюсь, но тысячу с лишним хотел бы себе оставить. На это потребуется примерно 50 тысяч долларов. Откуда взять эти деньги - это моя головная боль на ближайшие два месяца, в которые нужно произвести оплату. Часть денег я получу, распродав, точнее -раздав за вознаграждение не нужные мне доменные имена. Остальное, если потребуется, добавят спонсоры.
- Разве спонсоров под твою затею легко найти?
- Из них выстраивается очередь, и я уже решаю, с кем иметь дело, а с кем нет и на каких условиях. И нет в этом ничего удивительного. Разве не хочет, например, торговец оргтехникой, недорого разместить свою рекламу на домене "Пентиум", который теперь принадлежит мне?
В электронном издании "@-daily" пресс-атташе компании Intel Александр Палладин так прокомментировал ситуацию с приобретением Гледеновым домена "Пентиум": "Мы об этом не знали и были крайне удивлены. Это очень неприятно, все-таки "Пентиум" - наша торговая марка. Будет ли компания что-либо предпринимать по этому поводу, мы решим в ближайшие дни".
- Денис, как же тебе удалось "умыкнуть" торговую марку столь известной фирмы?
- Сам до сих пор удивляюсь. Компания с миллиардным оборотом не нашла 40 долларов, чтобы в срок защитить свое имя на российском сегменте Интернета. Скорее всего, просто забыли заплатить или счета на оплату затерялись на столе у какого-нибудь начальника. Так или иначе, если бы не я, то кто-нибудь другой из моих коллег этот домен отхватил бы в тот же день. Теперь жду звонка от представителей фирмы, посмотрю, что они предложат.
- А как на счет домена ФАПСИ, который тоже принадлежит тебе?
- В этом имени я не вижу большого интереса и оставлять его себе не собираюсь. Если представители этого ведомства ко мне обратятся - подарю его им, не требуя вознаграждения. Если нет -просто перестану его оплачивать и этот домен возьмет себе кто-нибудь другой.
- Денис, ты собираешься заплатить 50 тысяч долларов, чтобы сохранить у себя "мертвые души", а при этом у тебя даже нет жилья. Может быть, было бы лучше на эти деньги купить квартиру? И не боишься ли ты, что тебя в конце концов "ударят по рукам"? Например, примут закон, по которому можно владеть только одним доменным именем, и ты останешься вовсе ни с чем?
- Если я сейчас куплю квартиру и откажусь от своего бизнеса - то лишусь перспективы в жизни. Нет уж, квартира пусть подождет...
А отобрать у меня домены не получится. Предположим, принимается закон. В таком случае у меня все равно будет время (год с момента оплаты) на то, чтобы создать фирму и перерегистрировать домены на нее. Ведь никто не может отобрать то, за что уплачено вперед.
- Денис, ты в свои 20 лет считаешься хорошим специалистом в области компьютеров и Интернета. Расскажи, ты просто вундеркинд или где-то этому научился?
- В том, что мне всего 20, а я уже что-то знаю, нет ничего удивительного. Самыми лучшими специалистами по компьютерам в нашей стране являются люди от 20 до 30 лет, не старше. Потому что здесь - как в музыке: чтобы чего-то достичь, нужно начинать учиться с детства. У старших поколений такой возможности не было, а я увлекся компьютерами в конце 80-х, в девятилетнем возрасте. А в 13 уже собрал свой первый компьютер из запчастей, найденных на свалках, и купленных на дешевых рынках. И уже в 17 лет, работая на компьютере, мог обеспечить и родителей, и себя всем необходимым, включая наем квартиры в Москве. Родители живут в Дубне, а я вот в столицу перебрался. Работал одно время в известной веб-студии, занимался созданием и дизайном электронных страниц. Подрабатывал системным администратором, занимался защитой от хакеров, вирусов и всевозможных сбоев. Теперь вот - на вольных хлебах. А где учусь - не скажу, это секрет.
За комментарием к ситуации со скупкой Денисом Гледеновым доменных имен я обратился в Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) - учреждение, которому делегированы функции по распределению и контролю за доменным пространством российского Интернета.
- Гледенову, как и всем остальным регистрантам, направлены счета на оплату зарегистрированных доменов, при неоплате счетов в установленный срок домены будут освобождены. Так что до конца лета все домены, занятые Гледеновым, будут либо оплачены, либо освобождены. В этом смысле никаких противоправных действий и действий, опасных для общества, Гледенов не совершал, -сообщила Консультант по связям с общественностью РосНИИРОСа Кира Литвина.
- Вместе с тем захватчики доменов являются людьми, злоупотребляющими действующими правилами. Для того чтобы обуздать их, с 1 июня 2000 г. внесены изменения в правила регистрации. Теперь если г-н Гледенов пришлет заявки, например, на 100 доменов и не оплатит их в течение месяца, то они будут тут же у него отобраны, а долг в 3600 долларов (по 36 за каждый) за ним останется, и пока регистрант этот долг не погасит, новые заявки от него приниматься не будут.
* * *
Новые правила распространяются на имена, оформленные только после 1 июня. Так что коллекции подмосковного Чичикова пока ничто не угрожает, кроме исков от известных фирм. Как знать, возможно через пять лет он и впрямь станет миллиардером. Впрочем, это напрямую зависит от нас с вами: захотим мы ему помочь, не оплачивая в срок свои электронные странички и затем покупая их обратно, или обойдем Дениса стороной.