Таким образом, судебные органы в очередной раз подтвердили правоту энергетиков в их затянувшемся конфликте с алюминиевым заводом. Еще 28 апреля краевой арбитражный суд отказал в иске КрАЗу, требовавшему признать незаконным отмену региональной энергетической комиссией (РЭК) льгот для группы промышленных потребителей. В составе этой группы числился только КрАЗ. При этом завод в отличие от других предприятий края платил 19,12 коп. за кВт.ч, в то время как решением от 6 сентября 2000 года РЭК установила новый размер тарифа для КрАЗа в размере 26 коп./кВт.ч.
Алюминиевый завод обжаловал решения РЭК в арбитражном суде, который в обеспечение иска приостановил до вынесения судебного решения действие нового тарифа для завода, а также запретил применять к нему ограничение энергоснабжения.
Одновременно КрАЗ развил активность и по другим направлениям: то инициировал возбуждение уголовного дела против руководства "Красноярскэнерго" за отключения электроэнергии, то стал пугать местных жителей катастрофическими экологическими последствиями отключения заводских цехов. Правда, последнее оказалось обыкновенной "страшилкой", так как ГО и ЧС никакого выброса вредных веществ в атмосферу не отметил, да и отравленных красноярцев в поликлиниках и больницах не наблюдалось.
Вообще в ситуации с тарифами для КрАЗа сложилась прямо-таки анекдотическая ситуация. Завод, словно избалованная дама, не хочет платить по тарифу, установленному государственным регулирующим органом, каковым является РЭК. И требует для себя особой цены за электроэнергию, величину которой хочет определять для себя самостоятельно. Представьте себе, что во время поездки в автобусе на резонную просьбу контролера предъявить билет вы начнете рассуждать о неправомерности цены на билет, о том, что вы хотите платить не 5 рублей, а 3 рубля, начнете перед его лицом размахивать собственными расчетами и т.д. Результат не заставит себя ждать: как минимум придется заплатить штраф.
Впрочем, логика алюминщиков понятна. Алюминиевые заводы действительно потребляют в своем производстве большое количество электроэнергии. Поэтому чем меньше цена на электричество, тем ниже себестоимость алюминия, тем дороже его можно продать за рубежи нашей Родины. А на полученную сверхприбыль можно купить не только автозаводы, но и целые регионы. Например, Чукотку.
Но пока суть да дело, пока алюминиевый завод бодается с энергетиками, "Красноярскэнерго" не получил от КрАЗа за поставленную электроэнергию около 900 млн. рублей. Ежемесячные убытки красноярской энергосистемы из-за недоплаты превышают 150 млн. рублей, что примерно соответствует сумме, которую "Красноярскэнерго" ежемесячно тратит на закупку топлива для энергоснабжения всего Красноярского края. Кого таким образом наказывает КрАЗ, объяснять, видимо, не надо.