ПЯТЕРКА ОТ КУТЮР

Сибирячка Лариса Лучаковская в одиночку сумела сделать то, что было не под силу целой швейной фабрике.

У Лучаковской особый дар чувствовать линию, форму, видеть композицию. Педагоги в один голос советовали идти в архитектурный институт, а она после восьмого класса подала документы в красноярский технологический техникум бытового обслуживания. Через три года рванула в Москву, в текстильную академию, но там с ней и разговаривать не стали: "Не наш регион!". Хорошо, что к этому времени в Красноярске открылся Дом моделей, и Лучаковскую с удовольствием взяли туда на работу. "Я давно поняла: если хочешь что-то сделать хорошо, сделай все сам", - следуя этому нехитрому правилу, Лариса за семь лет научилась всем премудростям модельного дела - от шитья обуви и изготовления шляп до профессиональной фотосъемки (были даже персональные выставки), и снова поехала в Москву. На этот раз - держать экзамен в "Лабораторию моды Вячеслава Зайцева".
Помимо таланта, занятия у такого мастера, как он, требуют средств. И немалых. Вначале с молотка ушла шуба, потом - кирпичи (с мечтой о загородном доме пришлось расстаться). А что было делать? Ведь учиться, считает Лучаковская, надо всю жизнь, постоянно устраивая себе что-то вроде экзамена на профессиональную пригодность. Лариса его, надо сказать, пока сдает отменно. Подтверждение тому - пятерка с плюсом за дипломную коллекцию "Так, а не иначе". Максимализм, упорство и завидное трудолюбие отличают эту сибирячку от многих столичных модельеров, которые чуть ли не дурным тоном считают брать в руки иглу и ножницы.
Она любит работать с натуральной шерстью, кожей, замшей. Если шьет брюки, то с имитацией ботфорт, обязательно к ним - еще топ и маленькую шапочку. Если задумывает головной убор, то с имитацией натуральных волос. И никогда не повторяется. Одну из своих коллекций Лариса готовила на московской фабрике "Заря", куда в свое время приглашали американцев, чтобы те просчитали затраты и научили наших портних уму-разуму. "А чего считать? - удивляется она. - Работать надо". И сшила такие вещи, что директор долго потом не мог успокоиться: "Я и не знал, что на нашем оборудовании это возможно!".
Костюм или платье "от Лучаковской" стоит 200 долларов и больше, кожаные брюки, например, тянут на тысячу. "Дороговато", - замечаю. Ответ: "Одежда, сшитая по индивидуальному заказу, не может быть дешевой. Бросовые цены когда-то развалили систему бытового обслуживания в нашей стране. Но люди ведь по-прежнему хотят хорошо одеваться и, между прочим, готовы за это платить".
Только вот талантливых модельеров у нас не так уж много. При первой же возможности они стараются уехать за границу. В планы Лучаковской отъезд за рубеж пока не входит. Наоборот, она мечтает о том времени, когда в России будет производиться одежда европейского качества. И надеется, что ее способности пригодятся. А в иностранных компаньонах она разочаровалась после того, как отправила на международный конкурс в Ниццу десять своих моделей, а обратно получила только девять: уникальный комплект из натуральной кожи бесследно пропал. Кстати, подобные "пропажи" обычно все же обнаруживаются на подиумах, но с другой фамилией автора, и такое на Западе не редкость. Так что Лучаковская ищет российских партнеров... Где вы?