ГЕН СПРЯТАЛСЯ

С 1 июня продукты, содержащие больше 0,9 процента генетически модифицированных компонентов, должны обязательно маркироваться. Таково постановление Главного санитарного врача России.

Подобное правило действует на территории Европейского сообщества. Чтобы выяснить, как оно выполняется, корреспондент "Труда" заглянул в несколько столичных магазинов в сопровождении эксперта российского отделения Гринпис Натальи Олифиренко.
В супермаркете моя спутница обращает внимание на разложенные по прилавкам овощи. На сетках с вымытой до глянцевого блеска картошкой - ни одного "опознавательного знака". Откуда она, есть ли в ней ГМ-компоненты, остается только гадать. То же можно сказать почти обо всех овощах, которые мы видели. Выходит, заявления Госсанэпиднадзора о том, что все продукты проходят "генетическую проверку", мягко говоря, не соответствуют действительности. На это просто нет сил и средств. По данным Гринпис, в огромном Санкт-Петербурге за прошлый год было сделано всего 156 анализов на наличие сомнительных компонентов в продуктах.
В супермаркете Н.Олифиренко берет в руки упаковку сосисок "Славянские" мясокомбината "Царицыно". По результатам одной из экспертиз в них была обнаружена соя, на 80 процентов состоящая из генетически модифицированного сырья. Никаких надписей, предупреждающих покупателя о ГМ-компонентах, на упаковке нет. Не обнаружили мы соответствующей маркировки и на паштете "Популярный" мясокомбината "Кампомос" (одна из проб показала более 70 процентов содержания ГМ-компонентов), на сосисках "Тушинские" одноименного завода (75 процентов) и на многих других "засветившихся" продуктах.
- Сегодня ни один российский продукт не сообщает полной информации на маркировке, - говорит Наталья. - Вы нигде не увидите надпись "Содержит генетически модифицированные ингредиенты". Но их же используют! Можно смело сказать, что пока постановление носит декларативный характер. По многим причинам. Например, из него совершенно не ясно, как считать процент содержания ГМ-компонентов. Наши органы Госсанэпиднадзора предлагают брать 100 граммов продукта и определять, сколько в нем содержится ГМ-ингредиентов. Но такой способ оставляет простор для манипуляций и разночтений. В Европе пошли по более надежному пути: если в колбасе содержится соя, которая на 10 процентов состоит из трансгенного сырья, то и всему продукту присваивается такой же "ГМ-процент".
Также в постановлении ничего не говорится о том, какие именно лаборатории имеют право на проведение экспертиз, на основании каких методик они будут работать. Кроме того, в России законодательно не прописана обязанность производителей отслеживать весь путь продуктов - от поля до потребителя. Поэтому не только производители, но и поставщики порой не догадываются, что имеют дело с генетически модифицированным товаром.