"Воспитавший меня продал в Риме одну девочку. По прошествии многих лет я увидел ее, узнал и полюбил как сестру. Чрез несколько времени, видя, что она купается в реке Тибр, я подал ей руку и вывел из реки. Смотря на ее красоту, я думал в своем сердце, говоря: "Счастлив бы я был, если бы имел жену такую же лицом и нравом". Только это одно и ничего более я не подумал".
Так начинается удивительная книга, автор которой поминается Церковью 13 июня. Это - Ерм, апостол от 70-ти, то есть один из учеников Христа второго круга - не из ближайших 12, а из следующих 70. Книга называется "Пастырь" Ерма. Как уже можно судить по ее началу, книга эта вовсе и не похожа на богословское, пророческое творение, хотя является как раз таковым. Произведение это входит в ряд так называемых "Писаний мужей апостольских". Авторитет этих писаний был велик.
Как пишет об Ерме современный исследователь, "он представляется жителем Рима, не принадлежащим к церковному клиру, человеком простодушным, скромным, терпеливым и вместе спокойно-веселым, но который за свои грехи и слабости навлек на себя наказание Божие: из богача он стал бедным, и вместо прежнего благосостояния теперь явились житейские заботы и нужды".
И вот в таком состоянии встретил он в неожиданном видении ту самую женщину, с которой начинает свое повествование. А за этим следует увлекательный сюжет - мистический, богословский, поучительный. И человек, который жил почти две тысячи лет назад, вдруг становится очень близким и современным, потому что волнуют его те же вечные проблемы, что и сегодня - мыслящих и совестливых людей.
Завершается неделя, 19 июня, большим православным праздником - Днем Святой Троицы. Неотделим от него и предшествующий день, 18 июня, который называется Троицкой родительской субботой. В канун Троицы совершают поминовение усопших вовсе не случайно. В этом сочетании заложен глубокий богословский смысл, на один из аспектов которого обращает внимание современный проповедник епископ Илларион Алфеев:
- У многих из нас родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, а у кого-то, может быть, и дети умерли вне веры. Нельзя отчаиваться в спасении этих людей... Мы должны молиться о них... Господь хочет, чтобы все люди спаслись, и в этом Его желании мы не должны Ему препятствовать: наоборот, своей молитвой за усопших мы должны помогать Богу спасать грешников. Жертва, которую принес Спаситель, универсальна: она принесена за каждого человека, живущего или когда-либо жившего на Земле.