18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЕКРЕТ ГЕББЕЛЬСА

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 09 Июня 2005г.
Международный театральный фестиваль имени Чехова, шестой раз проходящий в Москве, в основном считается зарубежным, куда привозят лучшие спектакли из Европы, Японии, Китая, Кореи. Отечественные театры как бы находятся на его обочине, заполняя паузы в промежутках между заграничными хитами. Благо теперь с переводами никаких проблем нет, для этого существуют субтитры на специально оборудованных экранах.

Что же касается иной театральной культуры, в частности, японского театра НО, который уже побывал на предыдущем фестивале, то москвичи постепенно осваивают ее, понимая, что прекрасное не терпит суеты. В связи с этим не терпится узнать, как же знаменитый Тадаши Судзуки трансформировал чеховского "Иванова" на своей японской почве.
Но это впереди, а пока все обсуждают спектакль швейцарского театра Види-Лозанн Е.Т.Е "Эраритжаритжака", не сразу-то и выговоришь, что на языке австралийских аборигенов означает "вдохновляемый желанием того, что потеряно". Во как закручено, и тут надо хорошо пошевелить мозгами, чтобы понять, ради чего композитор Хайнер Геббельс подался в режиссуру, соединив живую музыку в исполнении "Мондриан квартета" с видео и рассуждениями меланхоличного резонера Андре Вильямса. На Западе уже давно совмещают кинопроекции с сиюминутным существованием артистов на сцене, пытаясь таким образом расширить пространство условного театра.
Геббельс (так и вздрагиваешь от этой фамилии) как сочинитель музыкальных фраз рождает свои образы из звуков, окружающей атмосферы, настроения - так же, как писатель словесные фразы. Поэтому он соединяет в своем спектакле эти две стихии, чтобы рассказать зрителям, как он смотрит на людей, природу, зверей, и почему ему так одиноко в толпе. Одним словом, привычного сюжета с завязкой, кульминацией, итоговым финалом в этом спектакле нет, только поток слов, обрывки воспоминаний, вечный конфликт с самим собой и окружающим социумом, от которого его тошнит. Оно и понятно, ведь текст героя взят из произведений нобелевского лауреата Элиаса Канетти, который не слишком-то жалует "процветающую" цивилизацию. Наверное, точно так же каждый из нас мог выйти на площадку и рассказывать о себе, то есть давать "интервью" зрителям. И в то же время это не совсем так, ведь на сцене постоянно присутствует квартет, он играет музыку Баха, Равеля, Шостаковича, самого Геббельса, и поэтому монолог-исповедь Андре Вильямса превращается в некий концерт человеческого голоса в сопровождении музыкальных голосов: скрипок, альта, виолончели.
Поначалу это выглядит несколько претенциозно, даже занудно. Но вот герой берет плащ, одевается и уходит со сцены, а потом и совсем из театра. Следующая за ним камера фиксирует, как он выходит на улицы Москвы, садится в машину, приезжает, заходит в какой-то дом, открывает своим ключом квартиру и... (Все это проецируется на специальном экране). Публика чувствует себя одураченной, выходит, она шла в театр, а попала на просмотр документальной ленты с участием непонятного субъекта, философствующего о жизни. Но тут надо проявить терпение и заставить себя включиться в непростую игру. Постепенно ты понимаешь, что режиссера интересует ускользающий миг, неожиданный наворот событий и человек, разрывающийся между возвышенными чувствами и прозаическими делами. Вот почему, когда персонаж начинает жарить яичницу, просматривать почту, невольно представляешь себя на его месте. Поэтому все дальнейшие рассуждения отнюдь немолодого человека тоже воспринимаешь, как свои. В итоге получается ретроспекция твоей жизни среди вещей, где каждый предмет что-то или кого-то напоминает. Поэтому ничего нет удивительного в том, что герой слышит голос несуществующей женщины, с которой когда-то расстался и не может забыть о ней, а также голос мальчика, может быть, его самого в детстве.
О, как это трудно, жить наедине с собой, хотеть видеть людей и в то же время тяготиться их присутствием. Постепенно перед зрителями возникает драма урбанизированного одинокого человека, замкнутого в четырех стенах и общающегося с миром только через телевизор и телефон. Из-за этого его душа как бы сжимается, усыхает, он уже не слышит музыки, не замечает играющих музыкантов, которые каким-то волшебным образом оказались в его квартире.
Но вот черный задник теперь уже на сцене открывается, и публика видит стену дома, где за окнами движется знакомый ей мужчина, а музыканты чинно сидят за пюпитрами и играют. Каким образом все они оказались в театре - остается загадкой. Одним словом, эффект документального коллажа потрясающий. Но еще больше потрясает, как композитор, не знающий, что такое режиссерские штампы, сумел передать в обыденной, банальной истории сложную природу раздвоенного человека, не знающего, как обрести душевный покой. Казалось бы, музыка призывает его к гармонии, но, вот беда, он ее не слышит. Эту музыку слышат только зрители, и они, погружаясь в атмосферу музыкальных фраз, начинают мучительно подыскивать слова, чтобы объяснить себе, в чем же заключается смысл их жизни, просыпающейся сквозь пальцы как песок.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.