ЭХ, МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ!

Скоро всех нас ждет неприятный сюрприз в почтовом ящике. Минфин объявил, что отныне налог на землю должны платить все владельцы жилья, включая собственников в многоквартирных домах. Уведомления об оплате фискальные службы обещают прислать до конца лета. Чиновники уверяют, что счета будут небольшими, но конкретные цифры озвучивать опасаются.

Новые правила уплаты земельного налога, прописанные в Земельном кодексе, начали действовать еще с 1 января нынешнего года. Это, кстати, заставило чиновников изрядно попотеть, поскольку потребовало проведения кадастровой оценки земель. Зато теперь рассчитать налог несложно: достаточно узнать стоимость земли под домом, а потом умножить ее на ставку земельного налога для жилого фонда, установленную в регионе. В Москве ставка составляет 0,1 процента, в Питере - демократичные 0,042. Казалось бы, все ясно. Но до последнего времени оставался нерешенным ключевой вопрос: кто будет эти проценты платить?
Сначала в Минфине полагали, что логично взимать земельный налог за весь многоквартирный дом целиком с товариществ собственников жилья (ТСЖ). Согласно новому Жилищному кодексу именно товарищество отвечает за содержание дома и, следовательно, за землю, на которой дом стоит. Загвоздка заключалась в том, что ТСЖ по закону - организация некоммерческая, а, значит, налоги с нее требовать нельзя. В итоге чиновники нашли соломоново решение: платить будут физические лица.
Попробуем теперь себя в занимательной арифметике. Если за основу брать кадастровую стоимость земли - все не так страшно: налог уложится в сотню-другую рублей в год. А если рыночную? Стоимость гектара земли в Москве, в районе Третьего транспортного кольца, составляет от 4 до 7 миллионов долларов. Стандартный 17-этажный панельный дом на 190 квартир занимает "пятно" около 0,1 гектара. Берем калькулятор: земельный налог на стандартную "двушку" в этом случае составит от 210 до 370 долларов в год.
Сумма, конечно, несмертельная (средняя зарплата в Москве - 670 долларов в месяц), но только при условии, что все в семье живы, здоровы и работают. А если владелец квартиры - одинокий старик с пенсией 4 тысячи рублей или семья с маленькими детьми, в которой женщина не работает? Для таких категорий граждан земельный налог может стать просто неподъемным. Уже сейчас понятно, что меньше остальных повезет жильцам небольших домов - например, "хрущевок", которыми застроено пол-России. Квартир в них мало, поэтому сумма налога будет выше, чем в многоэтажках.
Кстати, правительство давно пытается обратить в единый налог на недвижимость действующие сегодня налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но раз за разом откладывает эту операцию: чиновники никак не могут подсчитать рыночную стоимость строений. Вот и руководитель Роснедвижимости Михаил Мишустин недавно заявил, что единый налог введут не раньше 2009 года - к тому времени завершится работа по составлению базы данных кадастровой оценки стоимости жилья. Как же удалось в рекордные сроки преодолеть все трудности с аналогичным кадастром по земле? Ответ прост: земельный налог потребовался властям в первую очередь, чтобы закрутить гайки предпринимателям. Бизнесмены могут спрятать от налогов доходы с помощью двойной бухгалтерии, но не могут спрятать предприятие, физически стоящее на земле, - будь то завод или торговая палатка. Земельный налог с этой точки зрения - самый надежный и легко собираемый.
Ну а что "под раздачу" попали миллионы граждан, имевших неосторожность приватизировать свои квартиры, чиновников не волнует. Деньги, как известно, не пахнут и лишними не бывают.
Мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Госдумы РФ Олега ШЕИНА:
- Как известно, с этого года поменялся порядок расчета земельного налога. Раньше использовался нормативный подход: территория субъекта Федерации делилась на зоны, и для каждой устанавливалась своя ставка. Я еще не видел методики расчета, но надеюсь, что за основу будет взята кадастровая, а не рыночная стоимость земли. Хотя не сомневаюсь, что бюджет Москвы вполне мог бы обойтись без этих сборов. И вообще брать земельный налог нужно с тех, кто живет на Рублевке, а бедных людей оставить в покое.