ПРЕЗИДЕНТ ПОДЕЛИЛСЯ С ПАРЛАМЕНТОМ

Казахстан вступил в период форсированной политической и экономической модернизации, сопровождаемой активной законотворческой деятельностью. Особая, во многом регулирующая роль в сложном и весьма деликатном процессе этих преобразований отведена спикеру Сената Касым-Жомарту Токаеву, имеющему репутацию политика, наиболее отстраненного от финансово-промышленных групп.

- Господин спикер, что можно сказать о начавшейся политической модернизации казахстанского общества?
- Без преувеличения, конституционная реформа - это историческое событие, ведь произошел переход к президентско-парламентской системе правления. Президент Н.Назарбаев добровольно поделился своими полномочиями с парламентом. Обладая мощной поддержкой населения и находясь на вершине власти, он мог бы не делать этого, но все же принял такое решение. Не сомневаюсь, президент думал прежде всего о будущем страны.
Обновленная Конституция расширяет полномочия местных представительных органов, усиливает роль политических партий, совершенствует судебную систему.
Теперь нижняя палата парламента - Мажилис - будет формироваться в подавляющем большинстве из представителей политических партий, победивших на выборах. Другими словами, осуществлен переход на пропорциональную систему выборов. Партии - победители будут финансироваться из бюджета. Чтобы прошедший в парламент депутат не изменил предвыборным обещаниям партии, вводится императивный мандат. Дал слово - выполняй. Таким образом, мы уходим от нежелательных ситуаций, например, той, которая имеет место на Украине.
Конституционная реформа установила новые правила формирования правительства на основе парламентского большинства. Мажилис дает согласие на утверждение премьер-министра и освобождение его от должности, следовательно, формирует состав правительства. Парламент теперь может выразить правительству вотум недоверия простым большинством голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше. Правительство будет подотчетно не только президенту, но и парламенту. Это серьезный прогресс, поскольку устанавливается парламентский контроль над правительством.
Серьезно усиливается роль Сената, который обрел полномочия так называемой блюстительной власти, то есть будет выполнять роль всего парламента в период отсутствия мажилиса по причине его роспуска. Верхняя палата становится важным стабилизирующим государственным органом, в котором не будет партийных фракций.
Президент согласовывает с Сенатом назначение генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности. В дополнение к этому президент будет согласовывать с Сенатом и кандидатуру председателя Национального банка. Кроме того, сенат по представлению президента будет избирать председателя и судей Верховного суда.
Конституционная реформа укрепила и местные представительные органы - маслихаты. Именно им суждено стать основой местного самоуправления. Отныне назначение на должность акимов - глав местной исполнительной власти от столицы и областных центров до самого низа - будет осуществляться только с согласия депутатов соответствующего маслихата. Они же простым большинством голосов будут принимать решение о вотуме недоверия акиму (глава административного района или области).
Новый момент - это представительство Ассамблеи народа Казахстана в парламенте. Представители нацменьшинств по рекомендации ассамблеи, которой придан конституционный статус, будут направлены в обе палаты.
Конституционная реформа существенно демократизирует политическую систему. Таким образом, Казахстан подтвердил свое лидерство в регионе не только в сфере экономики, но и в политических реформах.
- В казахстанских СМИ нередки утверждения о том, что в республике складывается почти идеальный инвестиционный климат. Насколько это соответствует действительности, на ваш взгляд?
- Действительно, об инвестиционном климате в Казахстане положительно высказываются предприниматели и крупные компании, работающие в нашей стране. Важно и то, что Казахстан удостаивается высоких рейтингов со стороны ведущих финансовых институтов. Безусловно, это заслуга открытой политики президента Н.Назарбаева, который первым из постсоветских лидеров понял значение иностранных инвестиций для экономики страны. На протяжении более 10 лет успешно действует Совет иностранных инвесторов как совещательно-консультативный орган при главе государства. Этим обеспечивается прямой диалог с инвесторами, оперативно решаются вопросы инвестиционной деятельности в Казахстане. Правительство Казахстана постоянно ищет и достигает разумного баланса интересов государства и инвесторов, что позволяет наращивать поток прямых иностранных инвестиций.
С 1993 года по 2006 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил примерно 60 млрд. долларов. Важно, что инвестиции теперь идут не только в добывающие отрасли, но и в сферу инновационных технологий, в сельское хозяйство.
Положительная тенденция - активизация инвестиционной деятельности национальной буржуазии. Отечественные предприниматели успешно работают не только внутри страны, но и за рубежом. За границей, в том числе в России, они уже вложили около 20 млрд. долларов.
Мы и далее будем поддерживать инвесторов - как иностранных, так и казахстанских. Эта задача не сводится только к предоставлению льгот инвесторам, но и требует совершенствования законодательства, дальнейшего укрепления судебной системы, устранения бюрократических препятствий, борьбы с коррупцией. Недавно Н.Назарбаев встретился с "капитанами" казахстанской экономики, или, как сейчас принято говорить, олигархами. Шел серьезный разговор о модернизации экономики.
- Как вы знаете, компания "Российский алюминий" недавно предложила Казахстану масштабный инфраструктурный проект, предусматривающий создание совместного энерго-металлургического объединения в Павлодарской области. Какова реакция казахстанского руководства на инициативу компании?
- Этот проект изучается правительством. Давайте подождем его заключения. В личном плане хотел бы высказать свое положительное отношение к данному предложению. Считаю необходимым широкое присутствие российского бизнеса на казахстанском рынке. Это полезно не только с точки зрения взаимоотношений между Казахстаном и Россией, но и для нашей экономики. Как, впрочем, важно и в плане геополитики.
- Вы автор ставшей известной книги "Преодоление", где излагаете свои взгляды на становление казахстанской государственности, на политические и экономические процессы в стране и в мире, на значимость тесного партнерства с Россией, Китаем, США и Европой. "Преодоление" вышло четыре года назад, сейчас вы работаете над новой книгой. Каким вы видите место вашей страны в мире лет через пять?
- Каждый политик хочет видеть свою страну богатой, стабильной и авторитетной на международной арене. Казахстан успешно осуществил рыночные реформы, мощно развивается предпринимательство, укрепляется средний класс. Большим авторитетом пользуется и наша разумная внешняя политика, где приоритетное место отведено развитию союзнических отношений с Россией. Страна полностью обновилась, кардинально поменялся менталитет народа. За всем этим стоит тяжелейший труд президента Н.Назарбаева. Он поставил новую задачу - войти в группу 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Путь к достижению данной цели труден и тернист. Но его надо преодолеть, так как от этого зависит будущее страны. Довольствоваться достигнутыми результатами - значит стоять на месте. Нужно постоянно идти вперед, чтобы не оказаться на обочине мирового развития. Казахстан должны уважать как успешное государство. Поэтому курс реформ продолжается. Так почему же не написать книгу об этом удивительном времени?
Беседу вел