Кредитами не искушать: в Госдуме предложили запретить рекламу займов

Банки должны продвигать свои продукты исключительно в офисах, убеждены депутаты: разгул кредитной агитации через SMS, на радио, ТВ уже приобрел вид социальной провокации 

Реклама кредитных продуктов с помощью SMS-рассылок наружной рекламы и в других формах может быть законодательно запрещена на территории РФ. Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес руководитель думской фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

Проект, сообщают «Известия», оформлен в виде поправок в Кодекс об административных правонарушениях и предусматривает ответственность в виде штрафов. Согласно документу, физлица, рекламирующие займы, должны наказываться штрафами на сумму до 5 тысяч рублей; частные предприниматели, занимающиеся бизнесом без образования юридического лица – до 50 тысяч рублей, а юридические лица – до миллиона рублей. Также законопроект предусматривает конфискацию рекламной продукции и оборудования, используемого для ее изготовления.

Кредиты стали проблемой

Составители законопроекта полагают, что банки должны иметь право рекламировать кредитные продукты только в стенах своих офисов. По мнению депутатов, «широкая реклама потребительских кредитов посредством наружной рекламы, телевизионного и радиовещания, SMS–рассылок, листовок, объявлений и т.д. приобрела характер массовой социальной провокации».

«Невозможность погашения населением кредитов стала существенным фактором не только экономических проблем, но и повышения социальной напряженности в целом», – отмечают депутаты в пояснительной записке.

Сам Сергей Миронов полагает, что применение штрафов к распространителям рекламы поможет уменьшить количество исков о невозвращенных кредитах, увеличит социальную ответственность граждан и укрепит их финансовую независимость, а в конечном счете, снизит и ставки по потребительским кредитам. «Решение граждан об обращении в кредитные организации за получением кредита или займа должно быть хорошо обдуманным, принятым с должной мерой ответственности, а не являться прямым следствием агрессивных рекламных кампаний», – заявил Миронов.

То, что проблема отношений между потребителями и кредиторами приобрела сейчас особую актуальность, подтвердил и финансовый омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России Андрей Влас. «Банки не исполняют предписания закона «О рекламе», что усугубляет экономическую ситуацию, — пояснил он. — Согласно этому федеральному закону, банки не имеют права указывать в рекламном продукте предложения о кредите на определенную денежную сумму, указывать, что их условия лучше, чем те, что предлагают другие банки. Однако эти нормы закона игнорируются».

Запретить нельзя разрешить

Впрочем, с такой позицией согласились не все депутаты. Член думского комитета по финансовому рынку Борис Кашин сообщил журналистам, что его комитет пока не готов поддержать инициативу.

Главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей предположил, что принятие такого законопроекта может ущемить права части клиентов. «Это определенным образом ограничивает права тех клиентов в получении информации, которые хотят оформить кредит. Далеко не у всех есть доступ к интернету, где можно найти эту информацию», – отметил он.

Марей также обратил внимание, что основой банковского бизнеса является прием депозитов и выдача кредитов. «Если вторую часть законодательно очень сильно ограничить, то это приведет либо к росту стоимости кредита (вследствие резко возросших расходов на привлечение клиентов), либо, что более вероятно, к резкому падению объемов кредитных портфелей», – сказал Марей. Банки потеряют интерес к привлечению депозитов – их нет необходимости привлекать, если кредитование очень затруднено, - доходность банков снизится, а в долгосрочной перспективе это подорвет устойчивость всей банковской системы.

Специалисты Центробанка отмечают, что сейчас на фоне замедления роста розничного кредитного портфеля банков ускоряется рост розничной просрочки. Из-за кризиса банки ужесточили требования к заемщикам, соглашаясь кредитовать лишь самых благонадежных, малорисковых клиентов.

За 2012-й год розничная просрочка выросла всего на 7,5%; в 2013-м рост составил уже 40,7%, а в 2014-м - 51,6%. Доля просроченной задолженности физлиц к 1 февраля текущего года достигла 6% совокупного розничного портфеля банков, размер которого – ни много ни мало 11,25 триллионов рублей.