Благодаря совместному строительству «Пояса и пути» в настоящее время наблюдается возрождение Великого чайного пути, который существовал с XVII по начало XX века и связывал район Уишань в провинции Фуцзянь (Восточный Китай) с российским Петербургом.
Великий чайный путь общей протяженностью 13 тысяч километров был открыт торговцами из провинции Шаньси. Он брал начало в районе производства чая в горах Уишань в провинции Фуцзянь и проходил через территорию Китая, Монголии и России. Его конечным пунктом был Санкт-Петербург. Он служил еще одним важным каналом для экономических и культурных обменов в Евразии после Шелкового пути.
В отличие от прошлых веков вместо караванов верблюдов, перевозивших чай из Китая в Европу через Россию, главными героями на нынешнем «чайном пути» стали поезда, ассортимент товаров расширился, а количество способов ведения китайско-российской торговли увеличилось.
От китайского Уишаня до России вдоль Великого чайного пути в общей сложности расположены более 50 узловых городов. Один из них — древний город Пинъяо, известный как «китайский Уолл-стрит». Теперь Пинъяо работает вместе с российским городом Кяхта, чтобы восстановить этот древний культурный символ.
Статистические данные провинциального Управления коммерции свидетельствуют о стремительном увеличении товарооборота между провинцией Шаньси и Россией с начала реализации стратегии «Пояса и пути». Если в 2014 году объем двусторонней торговли составлял 1,59 млрд. юаней, то в 2018 году эта цифра возросла почти до 4 млрд. юаней.
В настоящее время Китай, Монголия и Россия прилагают совместные усилия для возрождения Великого чайного пути и продвижения процесса строительства «Пояса и пути». Уже шесть раз проводился саммит мэров городов Китая, Монголии и России вдоль Великого чайного пути, а в ноябре 2018 г. состоялось первое трехстороннее координационное совещание по внесению Великого чайного пути в список всемирного культурного наследия.