06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕПИСКОП ОДОЛЕЛ БОГОБОРЦЕВ

Новый том "ПЭ" открывается статьей о замечательном византийском инженере и математике Анфимии

Новый том "ПЭ" открывается статьей о замечательном византийском инженере и математике Анфимии из Трал, одном из создателей собора Святой Софии в Константинополе, а завершается жизнеописанием русского епископа Афанасия Корчанова, известного борца с раскольниками на Правобережье Волги. Между этими публикациями в книге представлено еще около 600 интересных и познавательных "сюжетов": богословских, церковно-исторических, биографических. Вкратце познакомим читателей всего с тремя такими сюжетами из III тома "Православной энциклопедии".
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Его история насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении многих веков он был разговорным и письменным языком евреев - наряду с древнееврейским, сохранявшим статус священного языка Писания и молитвы. Автор статьи А.Лявданский отмечает, что едва ли не основным фактором в развитии арамеистики стал интерес к проблеме языка, на котором говорил Иисус Христос и были написаны Евангелия. У лингвистов на этот счет нет единого мнения.
В 1596 году вышла грамматика сирийского языка, автор которой (J.Amira) полагал, что именно на этом языке (сирийская письменность развилась из арамейской) проповедовал Иисус. На рубеже XIX-XX веков филолог Г.Дальман обобщил многовековой опыт арамеистики и сделал вывод, что языком Христа был арамейский.
Исследователь Ф.Шультес был убежден, что языком Иисуса был галилейский арамейский. В то же время некоторые ученые продолжали отстаивать точки зрения, согласно которым Спаситель говорил и по-гречески, и по-еврейски. Последнее по времени глубокое изучение этой проблемы принадлежит К.Байеру, который в 1984 г. собрал в одном томе все известные арамейские тексты, написанные в Палестине со II в. до Р.Х. по VII в по Р.Х., снабдив их комментариями, словарем и грамматикой. Вслед за Шультесом Байер считает, что разговорным для Иисуса Христа был галилейский арамейский...
АСКЕТИЗМ. В языческой Греции это понятие обозначало упражнение тела (Геродот, Фукитид), упражнение ума и воли (софисты); религиозным смыслом оно стало наполняться особенно в поздней античности (Филон Александрийский). В христианстве понятие "аскетизм" получило собственное, более глубокое толкование. Автор статьи Л.Литвинова пишет, что христианство с истоков своего исторического бытия, в учении Господа и Его апостолов, сразу же и недвусмысленно провозгласило себя религией аскетической. Иисус Христос говорит своим ученикам: "...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради Меня, тот обретет ее".
В публикации поясняется, что вообще-то христианин может иметь собственность, пользуясь ею согласно заповедям Христа, может вступить законно в брак, не опасаясь очернить свой путь к Богу; однако христианин, избравший аскетический путь, обессмыслит его, если будет таким образом придавать значимость телу, от удовлетворения потребностей которого (кроме необходимой пищи) он отказался по обету.
С целью объективного освещения проблемы аскетизма автор констатирует, что с самого возникновения подвижничества отношение к нему было неоднозначным и на Западе, и на Востоке. По мнению противников аскетизма, он индивидуалистичен и эгоистичен, противоречит заповеди любить ближнего, исключает какую-либо общественную деятельность - отсюда аскетизм неразумен...
АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич), священноисповедник, епископ Ковровский (1887-1962).
В раннем детстве лишившись отца, Сережа Сахаров воспитывался матерью, которая желала, чтобы сын посвятил себя служению Церкви в монашеском чине. С отроческих лет, пишет автор статьи О.Косик, он полюбил богослужения, молитву, научился вышивать церковные облачения (в архиве Владимирской епархии сохранилась вышитая им в детстве Плащаница Спасителя). Получив высшее духовное образование, Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий (1912).
Впервые епископ Афанасий (хиротония состоялась в июле 1921 г.) подвергся аресту в марте 1922 г., осенью того же года последовали новый арест и высылка в Зырянский край. В январе 1927 г. архиерей вновь оказался в узилище как "участник группы епископов, использовавших Церковь в антисоветских целях"... Соловки, Туруханский край, Беломорканал, Омскую ссылку, Сибирские и Темниковские лагеря - все это превозмог владыка Афанасий. И повсюду он при малейшей возможности совершал богослужения, проповедовал учение Христа. Окончательно епископ вышел на свободу лишь в марте 1955 г.
Определением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г. епископ Афанасий (Сахаров) причтен к лику святых в чине священноисповедника.
Сообщаем читателям "Труда": по вопросам приобретения томов "Православной энциклопедии" следует обращаться по адресу: Москва улица Марии Ульяновой, 17, корп 2, магазин-салон "Московский книжник", тел. (факс) 131-11-38.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников