- Александр Анатольевич, трудно быть художественным руководителем и главным режиссером известного театра?
- Быть руководителем творческого коллектива - дело сложное. В нашей труппе - 83 человека. Артисты - интересный народ, каждый из них считает себя гением, и все хотят играть. Но не всегда наши желания совпадают с возможностями.
- Недавно посмотрел спектакль "Как пришить старуху". И удивился: Аросева, играющая заглавную роль, производит впечатление отнюдь не старушки, а молодой, энергичной женщины.
- Обычно артисты скрывают свой возраст, но Аросева никогда этого не делала. В позапрошлом году ей и Вере Васильевой мы справляли юбилей. Обе в прекрасной форме, играют по 10-12 спектаклей в месяц. А Спартак Мишулин, которому исполнилось 76 лет! На фестивале детских спектаклей ему дали премию как лучшему Карлсону всех времен и народов. Я был свидетелем занимательной истории. Пришла к нам на спектакль "Малыш и Карлсон" бабушка с внучкой и буквально напросилась пройти за кулисы к актеру. И там эта почтенная дама говорит девочке: "Это - Карлсон. Когда я была в твоем возрасте, тоже смотрела его в спектакле". Ничего себе комплиментик, да?
- Ходят слухи, будто вы отняли у Спивакова скрипку...
- О, это очень интересная история. Володя много лет играл на папиной скрипке. Папа был скрипачом в Большом театре, потом преподавал в той музыкальной школе, откуда меня выгнали. Терпели долго и все время тыкали носом: "Посмотри на Ойстраха!". Не на Давида, а на Игоря, мы ровесники с ним.
В годы войны мои родители ездили с фронтовыми бригадами. На фронте папа играл на скрипочке. После боя сдвигали два грузовика - и сцена готова. Во время очередного переезда из одной части в другую артистов обстреляли, осколок попал в скрипку. А концерт должен был состояться в ставке маршала Конева. Ему доложили, что концерта не будет, разбита скрипка. Он приказал: "Найти". Это был конец 1943 года, трофеев хватало, так что быстренько привезли четыре скрипки. Одна из них оказалась скрипкой Амати, и ее отдали папе. Он играл на ней, а потом Юнкелевич - педагог Спивакова. После его смерти эта скрипка оказалась у Володи в коллекции.
Перед юбилейным концертом "Виртуозов Москвы" в Большом зале консерватории позвонил Спиваков и сказал: "Время пришло, будешь прилюдно отнимать у меня папину скрипку". Я пришел, а там - Ельцин, министры, члены дипкорпуса. Я вышел, естественно, с Державиным, куда без него? Отнял у Володи скрипку и под аккомпанемент "Виртуозов" сыграл Вивальди. Был бешеный успех! Эх, если б мой папа дожил до этого.
- А это правда, что знаменитых Маврикиевну и Никитичну придумали именно вы?
- Мамина мама Евгения Наумовна и моя нянька Наташа всю жизнь конфликтовали. У них не было ни одной точки соприкосновения. Это продолжалось годами, и когда я вырос, то придумал дуэт, состоящий из Авдотьи Никитичны и Маврикиевны. Тем самым увековечил и бабушку, и Наташу. Они стали национальными героинями.
- Фамилия у вас странная и редкая. Что она значит?
- Говорят, что она идет от далеких немецких предков. Под бывшим Кенигсбергом был город Ширвиндт. И когда отец был во фронтовой концертной бригаде, то Вовка, мой брат покойный, принес папе газету, в которой было написано: "Освободили Ширвиндт". Оказывается, в том месте жил когда-то известный лекарь или аптекарь, вот в честь него-то и назвали этот город.
Недавно моя жена, разбирая по какой-то надобности семейные архивы, нашла старые фотографии моих дедушек и бабушек, документы. И вдруг выяснилось, что я вовсе не Анатольевич, а Теодорович, потому что моего папу звали не Анатолий Густавович, а Теодор Густавович. В те времена, после первой мировой войны, были совершенно немодны немецкие корни, слова, имена, вот и поменяли.
- Сколько лет продолжается ваша творческая дружба с Михаилом Державиным?
- Много. Мы же оба - арбатские мальчики, родились с ним в одном роддоме имени Грауэрмана. Он, правда, на два года меня моложе. Если подсчитать, то можно справлять, наверное, 60-летие наших отношений.
- Много ли у вас друзей?
- Да. Вот, например, Леша Баталов, мой большой друг, интеллигентнейший, антитусовочный человек, нигде лишнего не скажет, и вообще прелесть. Недавно вышла очень хорошая книжка о Смоктуновском, с ним мы тоже дружили. Помню, как мы с ним начинали работать в Театре Ленинского комсомола. Артист Леонид Марков - прекрасной души человек, привел Кешу и пытался его всунуть в театр, но не получилось. А Кеше жить было негде, так он буквально обитал в театре, под верстаком... Иногда ему разрешали вторым составом сыграть эпизод. Но когда узнавали, что придут смотреть из райкома партии, то следили за тем, чтобы, не дай Бог, в этот день Смоктуновский не вышел на сцену.
- Ваш сын по образованию - тоже актер. Но подался на телевидение. Нравится вам его "собачья" телепередача?
- Лет 30 назад началась вдруг кампания против "актерских детишек", которые пошли учиться в театральные институты. Но ведь есть династии хлеборобов, сталеваров, а у актеров - не должно быть? Бред какой-то. Сколько было замечательных актерских династий: Садовских, Панковых...
Запретами ничего не добьешься. Судьбы наших детей - тому доказательство. К примеру, история с Костей Райкиным. Когда он пошел в 10-й класс, то Аркадий Исаакович был рад, что сын увлеченно занимается математикой, и все говорили: уф, обошлось. Но к концу 10-го класса Костя отложил в сторону счеты и пошел поступать в театральный. Аркадий Исаакович бегал, умолял не брать. Не помогло.
Мой Мишка, сколько мы его ни уговаривали, пошел и окончил училище имени Щукина. И отработал в театре у Кости Райкина семь лет. Но чувствовал себя невостребованным и ушел. Его передача мне нравится. Собаку не переиграешь. Сейчас он продюсер, у него три передачи. Мишке уже 44 года. А старшему внуку 22 года. Бабки все ждут с нетерпением, когда он женится, чтобы стать прабабушками. Но это уже перебор. Старая шутка: не страшно быть прадедушкой, страшно лежать рядом с прабабушкой. Слава Богу, внук не пошел по стопам ни деда, ни отца. После окончания школы поступил в университет изучать римское право. Спроси меня, чему его там учат, не отвечу. Три языка осваивает.
- Вы любите дачную жизнь, село?
- У меня есть "поместье" под Тверью, в 160 километрах от Москвы. Это сарай, в прошлом - сельский магазин, где висел один хомут. Но когда этот сарай продали, хомут сперли. К сожалению, мой друг, пастух Вася, в прошлом году повесился. А тогда, лет тринадцать назад, он пришел ко мне и сказал: "Анатольевич, давай купим корову в складчину". То есть я плачу, а он покупает, - выходит пополам. Этот Васька был гениально хитрым. Так как я в том "поместье" бывал максимум 10-15 дней в году, то он дал корове два имени. Перед этим он у меня спрашивает: "Как назовем телку?" Я говорю: "Фрида". А он: "Чего? Разве такое имя есть?" Я - ему: "Есть!" Он согласился. И она была Фридой, но в деревне звать так животное нельзя, поэтому он ее назвал еще и Ночкой. Таким образом, у нее было два имени. Когда я подъезжал к полю, где он пас корову, Вася, завидев меня, орал: "Фрида! Сука, иди сюда!", и она откликалась, причем, и на Фриду, и на Ночку. Это была, наверное, единственная корова в мире, которая имела и русское, и еврейское имена.
Я очень люблю природу, лес, рыбалку, охоту. Чтобы быть поближе к Москве, завел себе дачу, которая расположена рядом с селом Покровское-Рубцово. Неподалеку, к сожалению, в плачевном состоянии стоит некогда великолепный дворец, бывшее имение промышленника и мецената Саввы Тимофеевича Морозова, семья которого проживала здесь вплоть до 1918 года. Особняк находится в красивейшем месте Подмосковья, близ города Истра и Новоиерусалимского монастыря.
Не так давно был образован фонд "Савва Морозов и потомки", президентом которого стала правнучка предпринимателя Татьяна Павловна Морозова. У нее есть мечта - создать музей и культурный центр в Покровском-Рубцове, где могли бы встречаться люди искусства, политики, писатели и меценаты. В свой юбилей режиссер Эльдар Рязанов на приеме у президента России Владимира Путина высказал мысль о том, что культура и бизнес в стране должны идти по жизни вместе. Ведь остались в памяти людской Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Рябушинские... Возможно, это и есть национальная идея, которая при всей своей глобальности для меня трепетна и близка.
- Все знают, что вы заядлый курильщик трубки. Это что - эпатаж такой, желание привлечь к себе всеобщее внимание?
- Нет. Я не такой. Хотя среди людей, называющих себя трубочниками, сегодня немало тех, кто обезьянничает, примазываясь к клану истин-ных курильщиков. И у нас в театре объявилось не-сколько человек, вдруг воткнувших в пасть трубки. Смотреть без слез на это невозможно! А Державин так и не закурил. Михал Михалыч - стойкий боец. Лишь иногда, если роль требует, может взять сигарету. Лучше бы не брал, сразу же видно, что человек никогда не курил. Я курю трубку, страшно сказать сколько, - около соро-ка лет.
Были среди моих друзей и великие трубочники. Например, Виктор Суходрев - легендарный переводчик, работавший на переговорах с Рузвельтом, Черчиллем, Трумэном... Но главное - он переводил на английский Хрущева. Ну как звучит на языке Шекспира "кузькина мать"?
- А на сцене вы курите?
- Бывает. Сейчас у нас в репертуаре два спектакля, по ходу действия которых позволяю себе подымить. Но только сигару, а не трубку. И знаете почему? У сигар запах боль-но ядреный, дома мне курить их нельзя, сразу же выставляют за порог. И хотя мы с моей супругой Натальей Нико-лаевной вместе уже сорок шесть лет (срок вроде бы достаточный, чтобы со всем смириться, в том числе и с сигарой), так она с труб-кой смирилась, а с сигарой - ни в какую. Так я хоть в театре позволяю себе расслабиться, душу отвести.