НЕ ВЫПЛЕСНУТЬ С ВОДОЙ РЕБЕНКА

В этом году руководство страны сделало ряд решительных шагов по осуществлению новой территориально-административной реформы. К сожалению, широкая общественность фактически осталась в стороне от обсуждения этого процесса. И только сейчас, когда первые законопроекты, касающиеся перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами, вышли на завершающую стадию утверждения, общество начинает осознавать возможные последствия происходящего. И проникаться сознанием, что они касаются напрямую будущего нашей страны.

Современная Россия - это резкое расслоение граждан по уровню доходов, снижение качества образования, неудовлетворительная демографическая ситуация, бедность и нищета миллионов людей, преимущественно "сырьевая" экономика. Подобные тревожные факторы (накопившиеся за предыдущее 10-летие) свидетельствуют о крайней неустойчивости социума и несовершенстве модели государственного управления в целом.
В этой ситуации очень важны выработка и реализация общегосударственной стратегии, направленной на преодоление негативных тенденций, на социально-экономическую стабилизацию, на рост промышленного производства и укрепление, в конечном счете, российского государства.
Что происходит сегодня? В значительной мере - новый "федеративный передел". Его неизбежно инициирует пакет законопроектов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "О местном самоуправлении".
Декларируемая цель законов - повышение эффективности административного управления. Но достижение этой цели полагается почему-то не в плоскости инновационных управленческих подходов, а в плоскости концентрации власти и финансов в руках федерального центра, передела административных границ и унификации управления субъектами Федерации. На мой взгляд, налицо упрощенный, линейный подход, возвращающий Россию к модели унитарного управления, разрушающий идею и логику федеративного устройства страны.
Россия в очередной раз может быть втянута в процесс масштабной "перестройки". В административном управлении - за счет выстраивания жесткой вертикали. В финансовом управлении - за счет изъятия основной массы налоговых поступлений из регионов и последующего "уравнительного" распределения через федеральный центр. В федеративном устройстве - за счет укрупнения территорий и ущемления конституционных прав многих субъектов Федерации, разделения их на территории "первого" и "второго сорта". Последнее касается автономных округов, которые, согласно закону, вынуждены будут передать большинство своих полномочий по управлению территорией областям и краям, в состав которых они входят.
Похоже, целенаправленное управление развитием государства начинает подменяться чередой структурных перестроек - отсюда и упрощенность, внешняя легкость предлагаемых рецептов реформирования. Сегодня это ликвидация десяти автономных округов, завтра - слияние целых областей и регионов, перенос столиц, создание параллельных центров...
Внутреннее устройство государства - тонкое дело: тронь в одном месте - может все поползти по швам. И лихие заголовки в некоторых изданиях, вроде "Карта Родины будет перекроена", - свидетельствуют скорее о раскачивании федеральной лодки, чем о ее стабилизации. Столь же безответственны, на мой взгляд, публичные заверения в том, что автономные округа представляют собой реликт советской системы хозяйствования и неэффективности существующего административно-территориального деления. Но как, например, подобное определение может относиться к Ханты-Мансийскому АО, дающему более 25 процентов доходной части бюджета страны? К территории, где впервые в России выработана стратегия эффективного направления инвестиций и еще в 1994 году заложены основы регионального государственного "Фонда поколений"?
Казалось бы, какой смысл нарушать стабильность в "точках экономического роста", там, где регион работает самодостаточно, с полной отдачей, год за годом наращивая темпы промышленного производства? Не хотим же мы в самом деле добиться того, чтобы Ханты-Мансийский округ наполнял российский бюджет не на 25 процентов, а на 5?
Нельзя не понимать, что любые перестройки в регионах-донорах, изменение систем управления вызовут сбой в процессах жизнедеятельности территории, что немедленно отразится на федеральном бюджете. А, следовательно, осложнит положение в дотационных регионах, о которых, судя по множественным декларациям, и пекутся реформаторы. Не логичнее ли, если уж вести речь об административно-территориальных изменениях, проектировать не добровольно-принудительное слияние субъектов Федерации, а независимо от статуса края, области или автономного округа ставить задачу сокращения числа дотационных регионов, в первую очередь управленческими и экономическими методами? Государственными мотивами таких преобразований должна стать безусловная необходимость повышения качества жизни людей на этих территориях посредством налаживания эффективного регионального управления экономикой. И обязательно в рамках Конституции - Основного Закона страны.
Последние два года идет сложный и трудоемкий процесс окончательного приведения регионального законодательства в соответствие с законами РФ. Кропотливо исправляется ситуация предыдущего десятилетия, когда многие субъекты пытались создавать собственное правовое поле вне рамок Конституции страны. Кстати, в меньшей мере этим переболели именно регионы-доноры, в первую очередь реализующие федеральные интересы. Страна учится жить по Конституции и делает успехи в этом направлении. Вместо того, чтобы последовательно идти дальше, мы готовы броситься в пучину новых радикальных реформ, меняющих сам смысл базового российского закона.
Хочется задать вопрос инициаторам административной реформы в правительстве и президентской администрации: "Разве можно относиться к государству вкупе с его гражданами как к конструктору-трансформеру?" Ведь нельзя жить, строить, созидать, торговать в системе координат, которая постоянно меняется. Когда на одни принятые и утвержденные законопроекты наслаиваются другие, совершенно меняющие все подходы. А сами законы обрастают подзаконными актами, соглашениями, дополнениями, поправками...
Россия - это не игровое поле в чехарду административных единиц. Это сложный, живой организм. И он не приемлет механистических подходов и простых решений. Не поняв этого сегодня, лет через десять мы дадим возможность уже представителю нового поколения писателей-публицистов написать очередной бестселлер с громким названием "Россия, которую мы потеряли".