ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

КОРР. Вы называете себя партией регионов. Ни для кого не секрет, что регионы и столица

КОРР. Вы называете себя партией регионов. Ни для кого не секрет, что регионы и столица настолько разнятся по уровню и образу жизни, что для "стирания граней" между ними потребуется труд не одного поколения россиян. Неоднократно высказывалась даже мысль, что освоение пространства России - непосильная для ее народа задача. Что НПРФ реально может предложить регионам, какую обозримую перспективу?
Валерий ГАЛЬЧЕНКО, первый заместитель председателя Народной партии. Огромность России действительно породила специфические особенности российской цивилизации, в том числе глубину разрыва между уровнем и образом жизни в столицах и провинциях. Дело в том, что образ жизни определяется инфраструктурой - искусственной средой обитания человека. Приобретая место под постройку дома, дачи, вы прежде всего интересуетесь, какие там дороги, подъездные пути; есть ли коллектор, водопровод; можно ли провести газ; как обстоят дела с электричеством; есть ли связь, возможно ли установить телефон и т.п. По существу, вы выясняете, есть ли условия для цивилизованной жизни.
Формирование этой среды обитания требует огромных усилий и затрат. Теперь, представьте себе, с какими проблемами при этом сталкивались, скажем, европейские страны и с какими Россия! В России цивилизационное освоение пространства всегда являлось трудовым подвигом, требующим напряжения ресурсов государства и народа. Как это было в дореволюционной России с Транссибом, в советское время с БАМом. Даже строительство железной дороги из Петербурга в Москву было невиданным по тем временам предприятием. С другой стороны, возьмите, к примеру, Бельгию. Одной компании достаточно, чтобы сравнительно быстро ее телефонизировать. А Россия? Другие расстояния, другие вводные. И, конечно, все значительно дороже.
Однако, кроме этих естественных проблем, были и другие. В России различие между центром и провинцией еще и искусственно культивировалось. Яркий пример - особый статус Москвы в СССР. Помните анекдот того времени: провинциального градоначальника спрашивают, что он предпринимает для решения продовольственной проблемы, а тот отвечает: пустил дополнительный поезд до Москвы. С некоторых пор в России административным статусом города стало определяться его социокультурное и деловое значение, а вслед за этим и качество жизни. Это произошло задолго до социалистической революции, но в СССР вследствие плановости и тотального контроля ситуация усугубилась. Случилось же это потому, что отсутствие реальных возможностей освоения страны побуждало власть и деловые круги сосредотачивать свои силы и ресурсы на центрах. Ведь до Николая II ни один из русских императоров не выезжал за Урал!
Геннадий РАЙКОВ, председатель Народной партии. И сегодня в целом положение не меняется к лучшему. Люди скапливаются в нескольких мегаполисах; страна же в целом погружается в "мерзость запустения". Более чем в 50 тысячах поселков закрыты пункты связи, почта; в негодность приходят дороги; не поддерживаются линии электропередачи и т.п. Если все будет идти так и дальше, значительная часть страны будет жить в условиях XIX века. Правды ради надо сказать: в эпоху социализма все-таки заботились о развитии инфраструктуры, по крайней мере промышленной. Сервис, социальная инфраструктура, конечно, отставали, но даже промышленная инфраструктура - уже немало. Она включала в себя электричество, дороги, связь. Существовали долгосрочные планы освоения Сибири, полоса за полосой, с Юга на Север; предполагалось, что стержнем каждой такой полосы будет железная дорога с запада на восток, а между дорогами - перемычки. Сейчас все эти планы забыты.
КОРР. Вы употребили слово "столица" во множественном числе. Почему?
В.ГАЛЬЧЕНКО. Так сложилось исторически, что в России было три столицы. Вспомним Наполеона. Готовя русскую кампанию, он говорил: если я возьму Петербург, схвачу Россию за голову, если Киев - за ноги, если же я завоюю Москву, поражу Россию в самое сердце. Москва и Петербург были столицами попеременно и никогда не утрачивали значение столичных центров. Что же касается Киева, то к нему всегда относились с пиететом как к исторической столице Руси. Сейчас Киев для нас заграница, но две столицы остались. Между прочим, особое отношение к столицам обусловливалось, видимо, и культурологическими факторами. Корень "стол" в старославянской традиции имеет значение "святое, священное место", "начало и конец святого пути". Подобно тому, как в традиционном сознании Россия больше чем государство, это - "Святая Русь", "православное царство", так и столица больше, чем административный центр. Отношение к столице в России сродни отношению христиан к Иерусалиму или мусульман к Мекке. Ведь и путешествия в Москву, Петербург, Киев всегда были не столько туризмом, сколько "паломничеством"...
КОРР. Так что же все-таки предлагает Народная партия? Денег на цивилизованное освоение пространства нет. Может быть, и вправду мы не в состоянии самостоятельно освоить свои территории?
Г.РАЙКОВ. Мы думаем, что задача решаема. Конечно, не махом. Но нужен комплекс мер.
Рассредоточение столичных учреждений по России создаст, как мы считаем, предпосылки для устранения самого феномена провинциализма из нашей жизни. В Москве должен находиться президент. Но почему, например, Центробанк, Сбербанк и прочие финансовые структуры, контролируемые государством, должны находиться в Москве? Давайте создадим российский банковский центр в Нижнем Новгороде. Правительство разместим в Екатеринбурге. Государственную Думу - в Новосибирске. Совет Федерации - в Хабаровске или Владивостоке. Конституционный и Верховный суд - в Красноярске. Расселение по России высшего слоя бюрократии побудит, во-первых, чиновников больше думать о провинциях, в которых они будут жить и работать, и о стране в целом. Во-вторых, создаст предпосылки для того, чтобы административным статусом города не предопределялось его социокультурное и деловое значение. В-третьих, это будет содействовать дебюрократизации страны.
Перемещение государственных учреждений в провинции повлечет за собой приток инвестиций в соответствующие центры. Вы спросите, где взять средства? Там же, где они сегодня берутся на возведение монументальных зданий для соответствующих учреждений в Москве. При этом строительство подобных зданий в провинциях обойдется дешевле. Московские же здания, в которых сейчас располагаются учреждения, можно продать, сдать в аренду - вот вам и деньги. Но, главное, размещение государственных учреждений в провинциях как магнит привлечет туда капитал.
В.ГАЛЬЧЕНКО. Рассредоточение столичных учреждений по России важно еще и в другом отношении. Мысль, что мы не в состоянии самостоятельно освоить свое геополитическое пространство, высказывается нашими зарубежными "доброжелателями" не без дальнего прицела. В середине 90-х годов в США даже появился план "международного освоения Сибири". Очень аппетитной кажется им эта часть суши, еще в начале XX века названная американским президентом В.Вильсоном "главным призом в истории человечества". Поэтому устами еще одного большого "друга" России Збигнева Бжезинского они советуют нам для "собственного блага" распасться на несколько государств. Одновременно для многих россиян, проживающих в регионах, Москва становится далеким городом, их возможности передвижения ограничены несопоставимым с зарплатой уровнем цен на услуги авиационного и железнодорожного транспорта. В этих условиях важно застолбить, обозначить свое геополитическое пространство, засвидетельствовать, что Москва не Россия и не метрополия, а регионы не колонии. Рассредоточение государственных учреждений по стране явится убедительным свидетельством неделимости России и равенства всех ее частей. Приведу пример. В Казахстане столица была перенесена из Алма-Аты в Астану. Зачем? Чтобы засвидетельствовать, что прилежащие к России территории, заселенные русскоязычными, неотделимы от Казахстана. Вот и нам сегодня надо твердо ответить всем "доброжелателям": Сибирь, Дальний Восток - это Россия, а не колонии Москвы.
Г.РАЙКОВ. Важно также развитие самоуправления, обеспеченного гарантированными источниками финансирования. Если будут средства (т.е. возможности) и реальные права, люди сами начнут осваивать, цивилизовать свою жизненную среду.
Помимо этого, необходима федеральная программа сохранения и развития инфраструктуры. При этом предприятиям инфраструктуры должна быть предписана независимо от формы собственности система обязательств перед обществом и государством.
В.ГАЛЬЧЕНКО. Необходим закон, запрещающий закрытие объектов социально-экономической инфраструктуры (таких, например, как почта, медицинские учреждения, детские сады, школы и пр.) в поселках, численность жителей которых превышает 1 тысячу человек, а также в поселках, удаленных от центров с объектами инфраструктуры, более, чем на 1-2 часа пути общественным транспортом. Такой закон будет сдерживать разрушение цивилизованной среды обитания.
Г.РАЙКОВ. Нужно создать условия для массового предпринимательства, экспансии среднего класса. Сеть предприятий бытовой и отчасти социальной инфраструктуры создается в конечном итоге усилиями среднего класса, предприимчивостью людей. Это они открывают магазины, кафе, парикмахерские и прачечные, сервисные центры и т.п.; они строят дома и возводят кварталы, поселки, в которых обеспечивают себе джентльменский набор жизненных благ. Потребляя блага, они, кроме того, стимулируют тем самым развитие цивилизованной среды обитания. Там, где есть средний класс, есть все.
КОРР. А что мешает, как вы выразились, экспансии среднего класса?
В.ГАЛЬЧЕНКО. Чиновники и бандиты, включая бандитов в погонах. Они воспринимают малый бизнес как кормушку, пользуются бесправием населения и отсутствием реальной защиты малого бизнеса. Мешает, одним словом, коррупция. Препятствует также нищета, невозможность получить ссуды на открытие своего дела, но это отдельная большая проблема.
КОРР. НПРФ консервативная партия в том смысле, что настаивает на сбережении и развитии традиционной культуры. Как это сочетается с требованием развития малого бизнеса?
В.ГАЛЬЧЕНКО. Средний класс - самый консервативный класс. Во-первых, ему есть что терять, "кроме своих цепей". Во-вторых, это люди не настолько богатые, чтобы инвестировать средства в недвижимость за границей и т.п. Они более всего заинтересованы в формировании доброго и цивилизованного уклада жизни здесь на своей Родине. Россия для них не только площадка для бизнеса, но и место проживания. А жить они хотят хорошо, т.е. не только цивилизованно, но и нравственно, по-доброму.
КОРР. Предложения по переносу столицы не раз уже обсуждались. Недавно Валентина Матвиенко предложила перенести в Петербург ряд правительственных учреждений.
Г.РАЙКОВ. Валентина Ивановна Матвиенко фактически предлагает восстановить статус-кво Петербурга как второй столицы. Мы же исходим из того, что Москва, Кремль были, есть и будут сердцем России, поэтому президент должен находиться в Москве. Мы вообще-то не предлагаем куда-либо перенести столицу. Мы думаем, Москва должна остаться столицей России в смысле святого для всякого россиянина места. Но мы предлагаем рассредоточить по стране учреждения, являющиеся сегодня неотъемлемыми атрибутами столичного образа жизни. Причем рассредоточение столичных учреждений по России мы воспринимаем исключительно как подход к решению нашей хронической болезни, выражениями которой являются столичный снобизм и провинциальное захолустье. Более того если Россия не станет многополюсной страной в деловом и социокультурном планах, сбудутся самые худшие пророчества: мы действительно окажемся не в состоянии самостоятельно освоить свое жизненное пространство.