22 июня 2018г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЛЕТ ВСЛЕПУЮ

Кудряшов Сергей
Опубликовано 01:01 09 Июля 2004г.
Слухи о баснословных заработках авиадиспетчеров сильно преувеличены. У Александра Кравченко из Минеральных Вод, диспетчера 1-го класса с 17-летним стажем, оклад 5443 рубля. С надбавками за вредность, работу в ночные часы, выслугу лет, знание английского "набегает" до 10 000. Но такие деньги получают далеко не все. Если стаж небольшой, заработок - 5000 рублей. Готовят специалистов по управлению воздушным движением всего в трех вузах России. Но если потерял работу, ближайший центр управления полетами, как правило, за тысячу километров. В других отраслях специалиста с уникальными знаниями не ждут.

Особая напряженность диспетчерского труда связана, по научно-медицинской формулировке, с "информационной перегрузкой головного мозга в условиях хронического эмоционального стресса и дефицита времени". Словно дамоклов меч висит над ними угроза совершения ошибки, цена которой - жизни сотен людей.
"Бывает, на связи одновременно 10 - 15 бортов, а радиолокатор по какой-либо причине отказал. Или пропала "картинка" на дисплее. Тогда принцип "слышу, вижу, управляю" не срабатывает. Не слышу, не вижу, а управлять надо", - сетует авиадиспетчер 1-го класса, председатель профсоюза "Аэронавигация Юга России" Юрий Батагов. - Только опыт и спасает".
Непомерные нервно-психологические нагрузки вкупе с невысокими окладами не привлекают молодежь. В Волгограде за последние восемь лет пришли работать диспетчерами только три молодых специалиста. А в Сочи за десять лет - лишь два. Такая же картина в других регионах Южного федерального округа. Да и в стране средний возраст авиационного диспетчера - 45 лет. Некоторым покажется абсурдом, но, чтобы прокормить свои семьи, представители этой профессии в свободное от дежурства время вынуждены подрабатывать на стороне. Тайком от начальства. Если это станет известно, могут уволить - такие случаи были. Нельзя нарушать служебную инструкцию, согласно которой авиадиспетчер должен приходить на работу отдохнувшим. Полноценного отдыха часто нет и по другой причине. Николай Крат, авиадиспетчер с многолетним стажем, вместе с семьей живет в служебном общежитии на улице Шолохова, 266. Единственную на четверых 15-метровую комнату вынужден перегородить шкафом, чтобы выделить уголок для двоих подрастающих детей. У соседа, Андрея Карпова, в такой же комнате главное место до недавнего времени занимала трехъярусная кровать, поскольку детей в семье трое. Александр Скрынник, вырастивший в общежитии двоих дочерей, там же растит теперь внуков. Перспектив с жильем у них и их коллег - практически никаких.
А в последнее время на кухне, единственной на этаже, где вынуждены готовить еду 20 семей, только и разговоров, что о предстоящих увольнениях. Федеральное предприятие "Госкорпорация по организации воздушного движения" провело реорганизацию, укрупняя центры по управлению воздушным движением. Некоторые из них будут преобразованы, а иные упразднены совсем. "Обстановка в коллективах накалена до предела, - говорит Юрий Батагов, - больше всего людей пугает неизвестность". В частности, работники Волгоградского районного центра управления полетами устали задавать начальству вопросы - будет ли сокращение, когда, кого именно уволят? Ответ один - ждите.
Работать и ждать, что не сегодня-завтра тебя выбросят на улицу, - по силам не каждому. 44-летний авиадиспетчер из Волгограда длительного прессинга неизвестности не выдержал, попал в психиатрическую больницу. Врачи подтверждают: причина болезни - эмоциональные перегрузки.
Профсоюз авиадиспетчеров - один из самых бесправных в стране.
В последнее время очень четко и последовательно осуществляется политика "выдавливания" авиационных диспетчеров с рабочих мест. Так, в тех же Минеральных Водах 16 работникам предпенсионного и пенсионного возраста объявили: "Скоро будет аттестация. Вы ее, конечно, не пройдете". У 52-летнего Валерия Лаптева от этого известия случился сердечный приступ. "Скорая помощь" увезла его в больницу прямо с работы. А 16 человек вскоре вынуждены были подать заявление об уходе "по собственному желанию".
- Теперь, - поясняет руководитель профсоюзного комитета авиадиспетчеров Минеральных Вод Александр Кравченко, - ощущается нехватка персонала. Если, не дай Бог, заболеют одновременно двое, заменить их некем.
Уведомления о предстоящем с 1 сентября увольнении получили работающие в Сочи Анатолий Саночкин, Вадим Виноградов, Игорь Папарука и Андрей Петров. Все они - активисты профсоюза. А последний возглавляет профком авиадиспетчеров. Подобное оставлять без последствий они не хотят и намерены обратиться с заявлениями в суд.
Как известно, в результате трагедии, случившейся 2 июля 2002 года, когда над Боденским озером столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг-757", погиб 71 человек. В том числе 52 ребенка. Одной из основных причин авиакатастрофы, определил руководитель расследования Йорг Шенеберг, - то, что "руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушениями инструкции, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера". Трагически погибший позже диспетчер компании "Скайгайд" в ту роковую ночь, как известно, метался один между двумя экранами радаров...
Как пояснил корреспонденту "Труда" Юрий Батагов, не исключено, что проводимые предприятием "Аэронавигация Юга" преобразования в итоге приведут к тому, что и в России за двумя пультами будет находиться один диспетчер. "К тому все и идет, - подытожил он. - В Нальчике, Владикавказе и Анапе уже сегодня не хватает специалистов по управлению воздушным движением. По некоторым данным, из 130 человек, работающих в Волгограде, 60 попадут под сокращение. А в Сочи уже сегодня зачастую один диспетчер дежурит за двумя пультами".
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Вчера в Уфе профсоюз авиакомпании "Башкирские авиалинии", в который входит около 450 человек, объявил бессрочную забастовку. Только за первые часы забастовки сорвалось несколько рейсов, в том числе в Москву, Нижневартовск, Стамбул, Норильск... В руководстве компании действия профсоюзных лидеров считают "сумасбродством" и готовят документы для разрешения конфликта в судебном порядке.
Противостояние между профсоюзом и администрацией по поводу нового коллективного договора длится уже несколько месяцев. Переговоры оказались безрезультатными. Список требований персонала исчисляется десятками пунктов - от повышения зарплаты до социальной защиты пенсионеров.
За последние два года численность летного состава "Башкирских авиалиний" сократилась на 50 процентов.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!