06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕЗ АВАНТЮРИЗМА КИНО НЕ ИНТЕРЕСНО

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 09 Июля 2004г.
Он снял фильмы "Усатый нянь", "Шла собака по роялю", "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", был руководителем телепроекта "Улица Сезам"... Мы встретились в Иркутске, где на кинофестивале "Золотой Витязь" Грамматиков представлял свою последнюю по времени работу -телесериал "Сибирочка".

- Владимир Александрович, что значит удача в жизни кинорежиссера?
- Очень многое. В 70-80-е я снял немало кинофильмов с хорошей прокатной судьбой и благожелательной критикой. И тем не менее в начале 90-х, как и многие другие наши кинематографисты, надолго стал безработным. Было ощущение, что тебя выдернули из розетки. Я все ждал, что вот-вот кто-то спросит: "А чего это Грамматиков выключен? Давайте включим!" Но время шло, а ничего не менялось. В кино стали пробиваться молодые, энергичные ребята, которые говорили: "На фига нам это старье? Гнать их взашей". Казалось, что на профессии можно поставить крест. Но вдруг мне предложили делать детскую образовательную передачу "Улица Сезам". Два сезона по 52 серии. Это меня спасло. Потом появились и другие интересные проекты. Знаете, в жизни бывают неприятные периоды, которые нужно просто перетерпеть, и удача обязательно вернется. Мама мне однажды сказала: "Есть народная примета - если родишься в мае, то будешь маяться всю жизнь. Ты, Володенька, умница, цеплялся до последнего, родился в 4 утра 1 июня". Но мне все-таки в жизни пришлось достаточно помаяться.
- А вас не смущало, что "Улица Сезам" - это привозной продукт, и нашим детишкам он может не подойти?
- "Улицу Сезам" придумал Джим Хенсон, подметив, что дети легко запоминают рекламные слоганы. На этом феномене он построил свою образовательную передачу, которая состоит из маленьких сюжетных кусочков с четкой системой повторов. Что-то вроде нашей канувшей в Лету "АБВГДейки". Проект купили 140 стран. И во всех случаях перед запуском в эфир проводилась серьезная адаптация с учетом менталитета и проблем данной страны. Так было и у нас. Мы провели огромную работу с воспитателями детских садов и педагогами младших классов по всей России. Все их пожелания были потом учтены.
А вообще проблема охвата аудитории самых маленьких зрителей стоит остро. К сожалению, для детей телеканалы предпочитают крутить низкосортные американские мультфильмы, купленные за 3 копейки. Или пускают в эфир убогих "Телепузиков" - абсолютно антирусский продукт, который у нас не приживется.
- Несмотря на успех "Улицы Сезам" и других ваших проектов, два года назад Минкульт снял вас с должности руководителя Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Помнится, тогда из уст чиновников от культуры звучали обвинения в различных финансовых нарушениях и попытке увода активов студии за границу. Но как только вы ушли со студии, вся эта свистопляска моментально стихла. Как вы это объясните?
- Пусть объясняются те, кто выдвигал эти абсурдные обвинения. А мне не в чем оправдываться. Как вы знаете, тогда шел процесс акционирования студии. Я настаивал, чтобы она сохранила за собой статус детской, и требовал, чтобы это было вписано во все документы. А мне говорили, что этого делать не стоит, дескать, зачем добровольно одевать на себя хомут. Но я хорошо понимал, что смена профиля студии чревата большими проблемами в будущем.
Споры разгорелись и вокруг студийной коллекции в 640 кинофильмов. Я хотел ее оценить, чтобы увеличилась стоимость студии, но на все мои попытки мне отвечали: "Не надо". Как так? Ведь это работы моих учителей и людей, с которыми я проработал бок о бок 40 лет. Я человек мягкий, но никогда не переступал через свои убеждения и принципы. Мои попытки разобраться в ситуации натыкались на сопротивление, а вразумительных ответов на свои вопросы так и не получил... Я тогда сильно переживал оттого, что со мною так нагло поступили, замкнулся в себе. Было много и личных разочарований. Меня глубоко ранило то, что коллектив студии Горького, где меня знали много десятилетий, смолчал и принял все как должное.
- А что изменилось на студии за прошедшие с тех пор два года?
- Честно скажу, что не в курсе. И вообще идея акционирования кинопроизводства, на мой взгляд, в данный момент очень сомнительна. Хотя уже много чего распродано. Вон студию документальных фильмов в Москве спустили за бесценок. Возникают вполне закономерные подозрения вокруг этой странной сделки, и соответствующие органы уже этим заинтересовались. А студию Горького оценили всего лишь в 3 миллиона долларов. Сейчас новое руководство заявляет, что детские фильмы там будут продолжать снимать. Посмотрим. Хотя за два года уже надо бы какие-то результаты показать...
Мой батюшка, занимавший в свое время высокую государственную должность, как-то сказал золотые слова: "Как ни скрывай, а весна все равно покажет, где кто нагадил". И я столько раз в жизни убеждался, что это так.
- Теперь у Минкульта на вас "вырос зуб"?
- Да уж. Денег на кино мне теперь не дадут никогда. Даже если предложу сверхприбыльный проект. Похоже на разборки на коммунальной кухне. Например, мое представление на звание Народного артиста обошло все положенные инстанции, но "застряло" на минкультовской комиссии по кино: мои документы "отложили" на неопределенный срок.
Вот я недавно снял телесериал "Сибирочка" по произведению замечательной писательницы Х1Х века Лидии Чарской. Это семейное кино, где есть подлинность страстей и благородство поступков. Снимали добротно, как большое кино: с частой сменой планов и сложным монтажом. Ездили в экспедиции в Архангельск. Но денег на киноверсию так получить и не удалось. Нравится мне телевидение или нет, но сериалы теперь для меня единственная возможность работать.
- Вам не кажется, что "Сибирочка" получилась слишком сентиментальной? Я наблюдал за реакцией иркутян - народ в зале то и дело смахивал слезу.
- Я не вижу ничего плохого в сентиментальном кино. Посмотрите, насколько наш молодой кинематограф эмоционально выхолощен. Есть хорошие фильмы, но в большинстве своем они бесчувственные, что ли. Сейчас не принято выплескивать душу на экране. Но в "Сибирочке" я сознательно добивался эмоционального отклика: через слезы очищения люди приходят к каким-то важным для себя истинам. А путь к сердцу ребенка через эмоции гораздо короче, чем через жесткие встряски, какие дают боевики и триллеры. Клиповое сознание - это такие богатые красками коллажи, которые заполняют собою все, но не трогают ничего в душе. Но если вы хотите поговорить с ребенком по душам, посадите его напротив и, глядя в глаза, без суеты начните разговор. И вы услышите много откровенного и не всегда лицеприятного о жизни и о себе. Но как важно, чтобы это было сказано, чтобы ребенок в кругу близких людей мог поделиться тем, что его волнует.
Я это хорошо знаю - у меня два сына и три внука. К тому же я 8 лет являюсь президентом детского фестиваля визуальных искусств в "Орленке", где мы регулярно проводим анкетирование и различные исследования. Поэтому я за чувства на экране.
- Чем вы теперь заняты?
- Сейчас я в запуске 12-серийного фильма, в основе которого лежат 8 реальных историй, случившихся в нашей стране за последние годы. Например, ввоз в Россию 18 тонн радиоактивных отходов или похищение головы Хаджи-Мурата... Пока неизвестно, чем эти дела закончились. Мы шли по наитию, кое-что сами дорасследовали, остальное домысливали, никак не претендуя на истину в последней инстанции. Без авантюризма кино не интересно.
- В последние годы невероятную популярность приобрели мюзиклы. А вы поставили первый в нашем кино мюзикл композитора Алексея Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты". Нет желания поработать в этом жанре?
- Еще в конце 80-х мы с Алексеем Рыбниковым хотели продолжить работу. Искали новые формы. Но все это, что называется, "не пошло". Сейчас у меня нет желания перенести на экран один из тех мюзиклов, что идут на наших театральных подмостках. Но, не скрою, мне очень хочется поставить что-нибудь оригинальное на подростковую тематику, где были бы любовь, социальное неравенство и преодоление жестокости жизни. Здесь очень важно точно попасть в тональность темы. Тогда, может быть, среди подросткового кошмара подворотен кто-нибудь из молодых услышит наш голос: "Ты чего?! Беги из этой лихой компании! Есть другая жизнь, где люди счастливы". Искусство должно "подставлять плечо" и давать людям душевные силы для жизни.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников