СЛАБО УЧИМСЯ

Поводом для моего обращения в газету послужила небольшая статья, опубликованная в "Труд-7" под

Поводом для моего обращения в газету послужила небольшая статья, опубликованная в "Труд-7" под названием "Эхо Улу-Телякской трагедии". Она посвящена 15-й годовщине со времени страшной катастрофы, случившейся после утечки сжиженного газа из продуктопровода "Западная Сибирь - Центр" в месте пересечения его с очень загруженной Транссибирской железной дорогой. При этом погибло более 575 человек, почти 800 получили ожоги и травмы.
Нашему отделу коррозии уфимского "ВНИИСПТнефть" в то время Миннефтепром поручил детально разобраться, что произошло на самом деле. И отдел под моим руководством более года занимался этим на месте.
В трудовской публикации говорится, что аварийная утечка газа из продуктопровода началась за "несколько дней до катастрофы". Но это не совсем так: машинисты многих электропоездов, следовавших через место пересечения продуктопровода с железной дорогой, еще за три недели до аварии с тревогой сообщали по радио диспетчеру в Уфу, что здесь, на 1431 километре, наблюдается очень сильный специфический запах. Диспетчер сразу же звонил в Урало-Сибирское управление трубопроводов в Уфе. Но все заканчивалось по Райкину: "Бу сделано..." - и ничего не предпринималось. На этом предельно опасном пересечении продуктопровода еще раньше был ликвидирован пост обходчика.
И наступил роковой день - 3 июня 1989 года, 23 часа 15 минут. Был безветренный вечер, и в глубокой ложбине образовался густой белый туман из паров сжиженного газа. Надо же, два пассажирских поезда встретились на этом роковом месте. То ли проскочила искра через электродвигатель электровоза, то ли кто-то выбросил в окно вагона окурок, но произошел взрыв, точнее, последовало три взрыва. Далее все случилось, как описано в статье.
Большинство экспертов полагало, что в возникновении утечки газа из продуктопровода виноваты только строители. Наши же детальные исследования в Башкирии, а затем в Западной Сибири, откуда начинал свой путь сжиженный газ, убедили нас в том, что основной причиной нарушения герметичности продуктопровода и утечки сжиженного газа явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрического тока утечки, так называемых "блуждающих электротоков". А это должны знать и учитывать в первую очередь железнодорожники.
К сожалению, уроки из той техногенно-экологической катастрофы пока еще не извлечены. И Газпром, и железнодорожники кивают друг на друга, но не желают пойти на некоторые затраты, чтобы снять эту проблему хотя бы только на участках пересечения железной дороги с особо опасными продуктопроводами.