СКАЛЬПЕЛЕМ ПО СТРАНИЦАМ

Восстановить Александру Солженицину утраченные из-за пожара на даче рукописи эти реставраторы не помогли бы. Их задача - не возродить из пепла то, что уже уничтожено, а не дать быстро погибнуть тому, что уцелело после катаклизмов.

- Как-то одно издательство, в котором я работала, решило издать подарочную серию книг "под старину" - тогда это было модно, и такие книги хорошо раскупались. Стали искать старых мастеров: переплетчиков, бумажников, печатников. Нам нужно было понять, как делали книги раньше. Когда мы эту серию выпустили, я поняла, что мне интересно работать со старыми технологиями. Мне показалось, что они придают книге самобытность и душу. Я и сейчас так думаю. И я перешла в школу реставрации книг и рукописей. Чтобы понять, как восстанавливать древние документы, пришлось опять беседовать со старыми людьми, иностранными спецами, читать дореволюционные учебники по книжному делу.
ДО ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
Главная заповедь архивного реставратора - "не навреди", а девиз - "семь раз подумай и оставь как было". Наша задача - максимально облегчить доступ к книге тому, кто в ней нуждается. Мы не можем ничего добавлять или домысливать.
Сначала мы проводим диагностику, для этого книга отправляется на экспертизу химикам и биологам. Из их рекомендаций становится ясно, что делать можно, а чего делать нельзя. Например, если при написании использовались старинные железо-галловые чернила, то нельзя использовать влагу, поскольку чернила могут расплыться и исчезнуть. Или биологическая экспертиза показала, что микроорганизмы, разрушающие книгу, еще живы. Значит, надо провести дезинфекцию.
Иногда реставратор понимает, что ничего сделать не может: не позволяют существующие технологии. Например, книга может рассыпаться в труху от одного прикосновения. Тогда он оставляет книгу до лучших времен, "законсервировав" ее так, чтобы она хранилась как можно дольше.
Если принято положительное решение, то первым делом реставратор приступает к механической чистке листов. Это долгая, кропотливая работа. Для нее используются кисти, чтобы смахивать различный мусор, скальпели для удаления пятен, специальный порошковый ластик. Пятна бывают самые разные: следы от пальцев, жир, ладан, воск, парафин. Есть рыжие пятна, фоксинги. Их вообще нельзя удалить, через некоторое время они снова проступают. Над иным пятном приходится подумать - удалять его или нет. Вдруг это какая отметка, оставленная бывшим владельцем? Над сложным листом реставратор может просидеть и день. Как-то в костромском архиве был пожар, и среди прочего сгорел Синодик Преображенского монастыря. Уцелело всего 13 страниц. Мы работали над 13 страницами полтора месяца.
МЫ НЕ ПИСАТЕЛИ
Затем начинается подбор материалов. Нам нужно максимально точно воспроизвести страницу книги. Если использовалась льняная бумага, то берется бумажная масса из льняного волокна. Целлюлозу подбираем нужного цвета для каждой страницы. В одной книге могут быть страницы разных оттенков белого и желтого. Приходится сидеть и подбирать материалы нужных цветов. Мы покупаем специальную японскую целлюлозу для реставрации. Если чего-то купить не можем, делаем сами. Например, варим клей по старым рецептам. Правда, рецепты могут быть старыми, а технологии - новыми. Пшеничный клей мы делаем в микроволновке, это очень удобно, а костный клей варим на плите.
После подбора материалов начинается непосредственно процесс реставрации. В зависимости от того, в каком состоянии страница, применяются различные технологии. Если она разорвана на несколько кусков, то их складывают вместе на специальном столе с подсветкой. Если какие-то куски утеряны, то с помощью реставрационного клея и специальной реставрационной бумаги вклеиваются похожие листы. Реставрационная бумага очень легкая, квадратный метр весит 6 г (газетная, например, весит от 40 до 57 г). Если в бумаге есть отверстия, то их заливают целлюлозой на специальной доливочной машине. Никакого текста на восстановленную бумагу мы никогда не переносим, даже если знаем, что там было написано. Это будет фальсификация. Наша задача - облегчить людям работу с фрагментами, которые сохранились.
После того как разобрались с листами, начинается работа с переплетом. Он тоже должен соответствовать историческому. Если был французский переплет, значит, мы делаем французский. Если на обложке было тиснение или узор и часть его пропала, то мы опять же не восстанавливаем его. Если от переплета сохранился лишь маленький кусочек, то мы делаем новый переплет, а кусочек кожи идет с восстановленной книгой в пакете. Отреставрированная книга, конечно, не выглядит как новая, и в ней нет текста, который не пощадила история. Он может быть кем-то восстановлен и где-то воспроизведен, но это уже совсем другая работа.
РЕЗЮМЕ
Татьяна Сиротинская, Реставратор главархива
Родилась 20 апреля 1957 года.
Окончила издательско-полиграфический техникум имени Ивана Федорова.
Стаж работы реставратором - 17 лет.
ЗАРПЛАТЫ
20 тысяч рублей
получает начинающий архивист (в том числе и реставратор) в Главархиве Москвы.
30 тысяч рублей
получает опытный архивист в Главархиве.
ИНСТРУМЕНТЫ
Кисти. Ими наносится реставрационный клей или очищаются страницы.
Скальпели. Используются для механической чистки. Очень острые.
Фaльцбейн. Третья рука реставратора. Используют для фальцовки и притирки.
Целлюлоза. Для реставрации чаще всего используется японская.