Фильму «Берегись автомобиля» – 55 лет

«Волга» Юрия Деточкина до кинотеатра «Художественный» доехала, а вот троллейбус его невесты Любы – нет 

К 55-летию фильма «Берегись автомобиля» в кинотеатре «Художественный» стартовал повторный прокат отреставрированной и оцифрованной картины, организованный редакцией журнала «Искусство кино» при поддержке киноконцерна «Мосфильм». Еще один организатор нынешней премьеры – Музей транспорта Москвы, чей директор Оксана Бондаренко, открывая юбилейный вечер, объяснила свое участие в событии.

Нет смысла рассказывать, о чем и зачем снял кинорежиссер Эльдар Рязанов одну из своих самых популярных лент: вряд ли в нашей стране есть те, кому незнакома история Юрия Деточкина – сыгранного Иннокентием Смоктуновским советского Робин Гуда, кравшего «Волги» (самые дорогие из тогдашних массовых машин) у различного рода жуликов и переводившего вырученные за них деньги детским домам. Тем более что смысл той смешной и печальной притчи за прошедшие десятилетия не только не потускнел, но, кажется, прибавил в актуальности: жуликов и их наглости прибыло, детдома по-прежнему нуждаются в помощи, а суд стал еще менее гуманным.

Но вечером в четверг внимание устроителей показа и публики сосредоточилось на другом. Ведь картина и самой своей темой, и местом съемок – улицы Москвы – стала «наглядной энциклопедией транспортной жизни столицы»: именно так охарактеризовала ее директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко. В фильме можно увидеть не только те самые «Волги», но и исконно московский троллейбус МТБЭС производства Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ), который водила невеста главного героя Люба (Ольга Аросева), и тягачи Минского автозавода, работавшие на московских стройках, и легендарный мотоцикл «Урал», и даже иномарки – мерседесы, бьюики, татры, которые уже в те годы не были редкостью на столичных трассах, где действовали десятки представительств иностранных государств, а кое-какие из этих автомобилей (шкоды) и закупались для нужд города. Без всех этих «персонажей», подчеркивает Оксана, не было бы возможно представить себе облик тогдашнего мегаполиса. К счастью, многие из них есть в коллекции Музея транспорта, которая уже сейчас доступна для обзора в бывшем 4-м автобусном парке на Новорязанской улице – здании постройки выдающегося архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, – а в 2023 году после реставрации комплекса будет выставлена в максимально полном виде.

Аттракцион особого рода ждал публику и рядом с кинотеатром «Художественный». Сюда по просьбе музея пригнали свои тщательно отреставрированные старые «Волги» их нынешние владельцы. И если на кинопоказ попали избранные зрители, то сфотографироваться с роскошно выглядящими раритетами могли многие сотни москвичей.

Жаль только, что среди экспонатов выставки не было того самого троллейбуса МТБЭС, без которого, как без автомобиля «Волга», не было бы и фильма «Берегись автомобиля». 

Троллейбус был любимцем москвичей. Но не мэра Собянина

После того как волюнтаристским решением мэра Сергея Собянина троллейбусное движение, существовавшее в Москве 87 лет, было уничтожено в 2020 году, привозить сюда историческую машину (слава Богу, ее бережно хранят в коллекции музея) слишком хлопотно.