ДОХОДИТ ЛИ ПИСЬМО НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ?

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
На почте села Шишкино нет телетайпа, сюда не достает факс. Но жители

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
На почте села Шишкино нет телетайпа, сюда не достает факс. Но жители корреспонденцию получают исправно - во вторник и пятницу. В эти дни ее привозит машина, и почтальон Оксана Мулявина, разложив газеты и письма в толстую сумку, развозит их адресатам.
Она же и завхоз почти, и уборщица, и истопница. Десять лет назад Оксана вернулась домой с дипломом учителя. Но мест в школе не оказалось. Предложили заведовать почтой - избушкой на пригорке с деревянными голубыми ставнями. И она пошла: еще школьницей в каникулы тут подрабатывала, помогала тогдашнему почтальону.
"Где родился, там и сгодился, - напоминает Оксана русскую поговорку, - да и почта для меня - словно клуб. Приходит народ, пока ждут машину с корреспонденцией, обо всем потолкуем, все события и в деревне, и в мире обсудим. Интересно работать".
Чтобы были кое-какие доходы на почте, на покупку тех же самых дров, заведующая отделением связи освоила и роль продавца. Торгует всякой бытовой мелочью: от конвертов до мыла. Дел хватает и здесь, и дома. Спешит вовремя подоить буренку, покормить кур, с огородом управиться - благо, помогают муж Александр и дети. Кстати, они очень уважают мамину работу. Еще бы, "главный связной"! Видят, как радостно односельчане получают газеты, долгожданные весточки. Причем из рук в руки, вежливо, добросердечно.
Геннадий ГЫПЫЛОВ.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Не могу дозвониться до старинного друга - директора школы в деревне Ядрышниково Тугулымского района. Ну все, думаю, и там телефонная связь оборвана. Оказывается, нет.
- С этой деревней все нормально, там у нас сто номеров и все работают, - отвечает мне главный инженер тамошнего филиала АО "Уралтелком" Александра Снегирева. - Ваш друг, скорее всего, у речки с удочкой сидит или по лесам за грибами бегает. А вот есть в нашем районе две деревни - Калачики и Тямкино, они у нас уже который год без связи. И не сказать, что там одни старики живут. Есть и молодежь, рожают, болеют, а "скорую" вызвать не могут. Туда надо либо кабель тянуть, либо снабжать местных жителей радиотелефонами. Но денег на это нет. Нам одна только районная администрация задолжала 120 тысяч рублей. А всего долгов по бюджетной сфере 1 миллион рублей. Мы крутимся, не отключаем пока телефоны неплательщиков, но ведь бесконечно это продолжаться не может.
А самое мерзкое - это воровство. Вот совсем недавно "белым" днем кто-то вырубил кусок кабеля. Две деревни были лишены связи. Правда, мы смогли ее быстро восстановить, милиция нашла воров. Но, представьте, вдруг в это время кому-то стало плохо. Не понимаю, как могут люди самим себе вредить?
Анатолий ДЖАПАКОВ.
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Сузун по сибирским меркам - глухомань. Чтобы добраться сюда автобусом из областного центра, потребуется чуть ли не день. Но если судить по тому, как жители этого поселка получают центральные периодические издания, то никакой он не "медвежий угол" - на местную почту свежая корреспонденция приходит без опоздания.
- Проблема в другом, - рассказывает сельский почтальон Александра Николаева. - Раньше моя сумка была куда тяжелее. Во-первых, газет теперь по бедности выписывать стали меньше, люди не могут себе позволить больше одной газеты. Во-вторых, с денежными переводами - чехарда. "Бумажка" есть - денег на почте нет. Жди, когда соберут.
Что интересно, сумка почтальона стала легче отчасти и потому, что в "медвежьем углу" освоили электронную почту. Пользуются с удовольствием, хотя она не может, конечно, заменить традиционное письмо...
Сергей КОРЗЕННИКОВ.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
Район фанерного завода на станции Океанской вот уже 16 лет обслуживает один и тот же почтальон - Геннадий Козаков. Всех "своих" в лицо знает, и люди к нему привыкли, относятся с почтением. Человек-то молодой, 33 года, мог бы работу найти поденежней. А Геннадий, несмотря на небольшую зарплату, профессию свою любит.
- А мне, - говорит, - приятно с утра пораньше порадовать стариков пенсией, вручить кому-то денежный перевод, да и свежую газету, вижу, каждый читает так, словно она лично для него делалась. Люди не разучились искренне радоваться таким вроде бы "мелочам", встречают, как дорогого гостя, за чай усаживают. И я понимаю, почему. Почтальон - простая профессия, но он связывает жизнь "маленького" человека с большим миром. Случается, долго ждет кто-то весточки от родных - хоть сам ее сочиняй! И когда наконец я несу в этот дом конверт или телеграмму с добрыми, разумеется, новостями, - у самого будто крылья вырастают.
- Геннадий - безотказный человек, - говорит о Козакове Людмила Маркова, начальник Владивостокского главпочтамта. - Для сельского почтальона что главное? Чтоб был легок на подъем и в любую погоду, дождь, слякоть готов доставить газеты, журналы, письма, телеграммы.
Кстати, в Приморском крае работы у почтальонов не стало меньше. Если и снизилось количество почтовых отправлений, то за счет периодики. Сегодня в отделах доставки за день перерабатывается более 127 тысяч всякого рода корреспонденций, а за месяц - около четырех миллионов. При этом, как утверждает Людмила Маркова, подписка на периодические издания в Приморье потихоньку поднимается. Кстати, и на "Труд". Например, постоянных читателей нашей четверговой "толстушки" во втором полугодии стало больше на 14 процентов. "Край нашенский" был и остается одним из самых читаемых регионов России. Приморцы продолжают и писать письма, хоть и стало расхожим мнение, что народ стал разобщеннее.
Дмитрий ЛАТЫПОВ.