11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

И НАДЕЖДА, И ПЕЧАЛЬ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 09 Августа 2000г.
В "Обществе друзей музыки Шостаковича" состоялся вечер воспоминаний о Георгии Свиридове. Ведь дружба двух крупнейших русских композиторов ХХ века длилась почти четыре десятилетия.

Поэтому естественно, что одно из первых собраний недавно созданного в Москве Общества любителей музыки Шостаковича его учредители - Фонд Шостаковича и вдова музыканта Ирина Антоновна - решили посвятить памяти очень близкого Дмитрию Дмитриевичу человека и художника.
Звучали не только воспоминания, но и сочинения, посвященные Георгию Васильевичу, - например, демонстрировалась запись хорового цикла "Венок Свиридову" Романа Леденева.
Среди публики я заметил и Наталью Дмитриевну Солженицыну, жену прославленного писателя.
- Одно из наших с Александром Исаевичем глубоких огорчений, - поделилась со мной Наталья Дмитриевна, - то, что мы так и не встретились со Свиридовым ни после возвращения в Россию (хотя мы и "пересеклись" на несколько лет, но для нас то были очень напряженные годы), ни до изгнания. Когда нас высылали в 1974 году, это и для Георгия Васильевича было трудное время, ему тогда крепко доставалось... Сам Александр Исаевич в те годы не проявлял инициативы, потому что знал: дружба с ним может навлечь на людей неприятности. И как радостно было узнать, что, оказывается, Георгий Васильевич горячо интересовался творчеством Солженицына, а выход "Одного дня Ивана Денисовича" стал для него настоящим праздником. Мне об этом сегодня рассказал в перерыве Владимир Ильич Рубин - композитор, друг и последователь Свиридова.
Александр Исаевич глубоко почитает Свиридова. Георгий Васильевич относится к тем композиторам, чью музыку Солженицын никогда не упускает возможности послушать. Очень верное наблюдение Залыгина прозвучало в показанном фильме Андрея Золотова о Свиридове: композитор не перебарывал слова, не отталкивался от них, а находил с ними согласие. Это большая редкость. Не зря Свиридов подчеркивал, что сочиняет "на слова", а не "на стихи". Стихи - уже сами по себе "стихия", сами - музыка, а вот сочинение "на слова" позволяет создать новую стихию, новую гармонию...
Свиридов всего на три года старше Солженицына. Фактически они ровесники, прошли в чем-то сходные пути, сходно переживали время. "Душа моя, печальница / О всех в кругу моем, / Ты стала усыпальницей / Замученных живьем". Это можно сказать о Свиридове, о Пастернаке, несомненно - о Солженицыне, конечно - о Шостаковиче...
- Сейчас, - подытожила Наталья Дмитриевна, - мы живем как будто в более свободное время - но всегда существуют и действуют многие виды несвобод и обстоятельств, искажающих жизнь духовную. Это ныне и мировое явление: мы наблюдаем где снижение, где иссякание талантов. Можно только питать надежду на отприродную талантливость русского народа.
Да, есть основания вместе с Натальей Солженицыной надеяться: иссякания духовных традиций Отечества не произойдет. Уж очень мощен их поток. В упомянутом фильме Золотова друг и первый исполнитель ряда вокальных сочинений Свиридова Александр Ведерников вспоминает:
- Мы много выступали в дуэте (Георгий Васильевич потрясающе играл на фортепиано, я просто не встречал другого музыканта, у которого так звучал бы инструмент). Обычно в первом отделении исполняли романсы, песни и арии из классического репертуара. А во втором были романсы и песни самого Георгия Васильевича. И какой-то границы между той и этой музыкой я не ощущал. Это как бы вода одной реки...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников