ЦАРИЦА В ПОЛОЖЕНИИ ЗОЛУШКИ

В последние годы телевизионный "пейзаж" заметно изменился. Раньше "царицей эфира" выступала, конечно же, публицистика. Именно здесь работали самые талантливые, думающие журналисты, здесь происходили наиболее значимые находки в области телевизионных выразительных средств.

Теперь все заполонили новости. Многие каналы дают их чуть ли не каждые два часа. У телезрителей от информационных выпусков рябит в глазах: ведь особого разнообразия в картинках и сопровождающих их текстах нет. Прежняя "царица" оказалась в положении Золушки.
Последнее подтверждение тому - не замеченный телеканалами недавний юбилей Марины Голдовской, автора множества превосходных телевизионных лент, таких, как "Архангельский мужик" и "Власть Соловецкая", лауреата госпремии, телевизионного академика. На днях в газетном интервью она с горечью заметила: "К сожалению, сейчас меня больше знают за границей, чем дома. А здесь мои работы никому не нужны".
Действительно, в последнее время на телепублицистику почему-то всегда не хватает денег, ей не находится постоянного места в сетке вещания, недостает внимания телевизионного начальства. Приятным исключением из правила на минувшей неделе стал мини-цикл из четырех передач питерской журналистки Ольги Дроздовой с непретенциозным названием "Судьбы". На канале РТР, где публицистике живется все-таки легче, ее поставили четыре вечера подряд в одно и то же время. Зрители не "потеряли" ни одну из частей цельного по своей структуре цикла и восприняли авторскую мысль.
А она состояла в том, чтобы рассказать о нескольких весьма необычных биографиях жителей северной столицы. Все это люди незаурядные: художник, автор герба и орденов новой России; танцовщица мюзик-холла - более центнера весом и притом пластичная, легкая, выразительная; режиссер-инвалид на коляске, ставящий искрометные комедийные спектакли; молодые супруги, геолог и географ, живущие постоянно в экспедициях, вдали от дома и друг от друга.
"Человеческий фактор" в телепублицистике позволяет ярче и конкретнее раскрывать сложные общественные проблемы. Две горькие даты последних месяцев - пятнадцатилетие чернобыльской трагедии и шестидесятая годовщина начала Великой Отечественной - раскрыты прежде всего не просто как факты биографии, а сломы судеб конкретных людей. "Пленники Чернобыля" Аллы Иваниной - горестный рассказ о жителях Новозыбкова, небольшого городка неподалеку от ЧАЭС. Приговоренные к переселению, они предпочли остаться в родных местах, и это лишенное, казалось бы, всякой логики решение исследуется в ленте.
Любопытный творческий прием использовал молодой тележурналист Николай Яковлев. В рассказе о событиях Великой Отечественной он "срастил" в своих программах факты с легендами, документальных героев с игровыми. Автор заинтересовался историей прославленной эскадрильи истребителей, о которой снял свой знаменитый фильм "В бой идут одни старики" незабвенный Леонид Быков. Разыскал тех ветеранов-летчиков, с которых "писал" своих киногероев режиссер. Рассказы пилотов о реальных событиях тех дней в программе "Маэстро" перемежаются кадрами из фильма.
Совсем иной голос у другого автора РТР Василия Антипова - зрелого, опытного публициста. В начале июня он вместе с тысячами паломников прошел труднейший стокилометровый крестный ход по непролазным вятским дорогам. В его "Хождении за чудом" зрители узнали немало и о многовековой истории этой земли, и о силе духа людей, которые каждый год собираются на берегах реки Великой.
А в другой его ленте, бесхитростно названной "Время года - полярная ночь", снова беспредельное напряжение, только на сей раз людей, живущих и работающих на Крайнем Севере. В фильме показана суровая красота этих мест, не прощающих человеку даже самой малой ошибки. И - о чудо! - в холоде и темноте, в лишениях, связанных с головотяпством кого-то в центре, забывшего завезти им самое необходимое, северяне почему-то не только не бегут отсюда, но и особо не ропщут, не требуют всего, что им положено по закону...
Эти и другие серьезные публицистические программы канала РТР я разыскивал с немалым трудом в сетке вещания: то они стояли ранним утром, то - за полночь. Не было достойной их рекламы. Отсутствовали логика и система в представлении подобных произведений зрителю: четкая рубрикация, названия циклов, внятные анонсы. Несмотря на все это, телепублицистика в последние недели в рейтинг-листах РТР стоит довольно высоко. Она опережает по числу зрителей и лихие американские боевики, и автогонки "Формулы-1", и даже некоторые популярные развлекательные передачи.
Не потому ли, что зрители сегодня соскучились по рассказу о реальной жизни и ее "вечных" и сиюминутных проблемах, по встречам с людьми, которых некогда громко называли героями?..