ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Валерий Поволяев, писатель:
- Многим довелось наблюдать картину удивительную: радио

Валерий Поволяев, писатель:
- Многим довелось наблюдать картину удивительную: радио переплюнуло ТВ. Произошло это во время одного из драматических моментов прошлой недели - захвата невинномысского автобуса бандитом. Всем известный "Маяк" вел передачи едва ли не с места события, более того - вступил в радиоигру с бандитом, у которого имелся приемник, подкидывал ему дезу...Слушать это было интересно, ей-Богу! А вот ТВ преподнесло трагические события с запозданием и очень, по-моему, пресно, фиксируя в основном внешние детали.
Все силы телевизионные по-прежнему были отданы рекламе, тому, чтобы она прозвучала вовремя и во весь голос, дошла до сердца, до желудка, до суповой кастрюли каждого российского гражданина. Всем уже понятно, почему ни общественность, ни Госдума не могут сбить накат телерекламы: слишком большие деньги перепадают не только телевизионным чиновникам, но и рядовым сотрудникам. Как-то один знакомый телевизионщик признался, что официально он получает "тысячу с небольшим" рублей, остальное - в конверте, за портьерой. И нельзя уследить, кому сколько перепадает там, за плотной тканью, - коммерческая тайна. Но, судя по тому, что знакомый приобрел иномарки себе и жене, потом купил громоздкий, похожий на вагон джип-"мерседес", -понятно, что за портьерой ему перепадает немало. И не рублей. А раз это так, раз накат неостановим, то набившими оскомину сетованиями ситуацию не выправить...
Леонид Марягин, кинорежиссер, народный артист России:
- Канал "Культура" подарил нам на прошлой неделе замечательный фильм режиссера М.Донского "Сельская учительница". И не только совершенная работа оператора С.Урусевского и эмоциональная экранная жизнь В.Марецкой, Д.Сагала заставили обратить на этот старый фильм внимание. Сейчас, когда постоянно поднимается вопрос о материальном обеспечении учителей, а проще - об их зарплате, уместно вспомнить о роли педагога в воспитании нравственных чувств нации. Наверное, не случайно первый экранный вариант картины так и назывался - "Воспитание чувств". Канал "Культура" чаще других - и это прекрасно - пользуется сокровищами Росфильмофонда. Думаю, что и Телерадиофонду пристало быть щедрее и превратиться из хранилища, которое по дорогой цене выдает для разовых показов снятые другими производителями программы и телефильмы, в пропагандиста - не боюсь этого слова - культурных ценностей, накопленных отечественным ТВ.
Что бы там ни говорили, каждый актер - творец своей биографии. Вспомним хотя бы Ж.Габена - в каких бы легковесных сюжетах ни снимался он, нигде не допускал ни одной неверной ноты. Далеко не рядовой актер А.Збруев совсем по другим принципам ведет свою партию в первом выпуске "Курортного романа" (НТВ): неумеренная эксплуатация собственной улыбки, наморщенный носик и приблизительное существование в обстоятельствах. Можно было бы удержаться от замечания, если бы совсем недавно артист не творил нечто подобное в фильме "Северное сияние". А жаль...
Анатолий Маркуша, писатель:
- Ненавижу словцо "тусовка", но зрелище под названием "Что хочет женщина" (РТР), показанное в четверг, назвать именно так будет в самый раз. Немного представителей женского пола, немного - мужского, Клара Новикова и психолог - вот действующие лица. Разговор шел о тещах и зятьях. Тема, конечно, не новая, можно считать - вечная, анекдотическая. Но на этот раз наблюдать происходившее на экране было просто неловко - форменный уровень кухонного дискуссионного клуба, пустая мещанская тусовка...
И все-таки благодаря телекомпании ВИД "теледень" не был совсем испорченным. Г.Боровик в авторской программе "Папа Хемингуэй" показал высший пилотаж телевизионного мастерства - хочется высказать просто восхищение. И на следующий день у меня был праздник: шло продолжение передачи, украшенное живыми кадрами Хемингуэя на рыбалке. Подумалось: вот бы всегда на таком уровне жил наш телеэкран.
И РТР подтвердило - такое возможно. С радостью я услыхал голос В.Молчанова. Это был диалог с Адольфом Мартином Борманом, сыном того самого партайгеноссе Бормана. Не стану пересказывать содержание этой умной передачи, замечу только деликатность ведущего, его стремление сделать разговор не столько информативно-познавательным, сколько побуждающим всех нас поразмыслить...
Александр Брагинский, кинокритик:
- На прошлой неделе был сражен в один вечер показанными повторами надоевшего "Аншлага" с постоянными его "фигурантами" и, увы, с мадам в главной роли совершенно не смешного "банного" заседания натужных остряков во главе с М.Евдокимовым ("С легким паром") и многосерийных мемуаров Г.Хазанова "Жил-был я". Хазанов предстал в центре Лос-Анджелеса рассказывающим, какую часть тела он хотел бы оставить на асфальте рядом с отпечатками рук и ног "звезд" Голливуда. Вы, конечно, догадались, какую именно. Слушал я его и думал, как быстро "стареет" юмор на ТВ: то, что с восторгом воспринималось в 80-х, способно сегодня лишь вызвать удивление и огорчение. Думается поэтому, что надо с большой осторожностью использовать старые записи. Вот и указанный эпизод из "телемемуаров" Хазанова, отличающийся несомненным дурновкусием, следовало бы изъять вовсе, и если у него самого не хватило сил сделать это, телевизионщикам следовало бы ему гуманно помочь.
Единственный раз, когда я посмеялся вволю на минувшей неделе, это в "Блеф-клубе" на канале "Культура": Ю.Васильев очень смешно показывал испанского певца Хулио Иглесиаса. Маловато, однако...