Главная Жизнь 01:01 09 Августа 2002 198
Я ВАЗ ЛЮБЛЮ

Разумеется, каждая страна "заслуживает" свой автомобиль: бедная - невзрачный, но дешевый,

Проценко Александр

Разумеется, каждая страна "заслуживает" свой автомобиль: бедная - невзрачный, но дешевый, богатая - сверкающий и высококачественный. Россия, несомненно, относится к бедным: согласно данным Госкомстата, средняя начисленная зарплата одного работника в июне 2002 года составила 4522 рубля. При таких доходах среднестатистический российский работник может скопить деньги на покупку даже самой дешевой вазовской "пятерки" лишь за 30 месяцев беззаветного труда, при этом питаясь "святым духом". Кстати, при советской власти было то же самое.
Это породило какую-то особую психологию: у нас плохонько, зато дешево. Вспомните типичную автомобильную телерекламу: "Почему вы покупаете автомобиль в... (следует название дилерской фирмы). Потому, что здесь дешевле!" Речь, естественно, идет не о иномарке, а о нашей, отечественной легковушке. И это в Москве, где даже официальная средняя зарплата уже доходит до 10 тысяч рублей в месяц (то есть накопить на "пятерку" можно всего за год).
Такое можно понять, когда торгуют "классикой" - машиной если не для "бедных" (бедняки машин не покупают), то "экономных". Но, поставив на конвейер семейство "десятки" с инжекторным двигателем, АвтоВАЗ вторгся в совершенно иное производство - автомобиля для "российского среднего класса" (по крайней мере для людей, причисляющих себя к нему). Конструкция другая, технология изменилась - а психология прежняя: автомобиль выпускается почти "голым": без АБС, без гидроусилителя руля, без кондиционера, даже без магнитолы! Читатель: ты видел хоть одну "десятку", бегающую по улицам без "музыки"? Ее устанавливают все поголовно одновременно с сигнализацией сразу после покупки автомобиля. Переплачивая вдвое-втрое в сравнении с тем, во что обошлась бы эта опция при заводской сборке.
Впрочем, отсутствие магнитол на вазовских машинах имеет "историческую" причину: еще в конце семидесятых годов на конвейер встала знаменитая "шестерка" - ВАЗ-2106, где радиоприемник входил в обязательную (!) комплектацию. Но завод сразу столкнулся с эпидемией повального воровства (маленький приемничек легко прятался под одеждой), одолеть которую не смог. Меры приняли кардинальные: соблазнительный предмет роскоши из "Жигулей" выкинули - и не ставят по сей день.
В прошлом месяце, правда, президенту АвтоВАЗа В. Вильчику поступило предложение от некой московской фирмы - обеспечить поставки магнитол в любом количестве с 25-процентной скидкой. А мне любопытно, какую скидку предложит не московский посредник, а непосредственный производитель магнитол, если АвтоВАЗ сделает ему заказ, скажем, на полмиллиона штук в год? 40 процентов? 60? Между прочим, покупатель машины с уже установленной (за полцены!) "музыкой" не чувствовал бы, как сегодня, что берет нечто "недоделанное".
Продолжая тему, спрошу: знаете ли вы, что климатическая установка (не простенький кондиционер, а установка), вмонтированная в "десятку" непосредственно на заводе, обходится покупателю автомобиля всего в 600 долларов? В Москве за то же удовольствие (я обзвонил с десяток мастерских) придется заплатить не меньше 1300. И "заводской" люк в крыше обойдется значительно дешевле "тюнингового", и дополнительный спойлер, и подушка безопасности, и гидроусилитель руля.
Я разглядывал ценовые выкладки (весь "пакет наворотов" на машины десятого семейства при установке непосредственно на заводе стоит на 1,5-2 тысячи долларов дешевле, чем в мастерских), слушал пояснения вазовских специалистов, и перед глазами прямо-таки вырастал огромный рекламный плакат: "Экономь деньги - закажи на ВАЗе настоящий лимузин!"
- Но почему покупатель-то об этом ничего не знает? - спрашивал я своих собеседников. Они пожимали плечами. Мол, когда-то при постановке на конвейер "двенадцатой" модели - ВАЗ-2112 появилось предложение выпускать ее только в максимальной, "люксовской" комплектации, со всеми возможными опциями, цветным салоном (нынешний однотонный, графитово-серый как будто рассчитан на грязную спецовку) и т.д. Конечно, поначалу таких машин покупали бы немного. Зато владелец каждой мог похвастаться: "У меня - Дюжина!" И стал бы "живой рекламой" возможностей ВАЗа. Но идея как-то незаметно заглохла, и машина пошла на конвейер обычным путем, не выделяясь из ряда. Жаль...
- Во всем виноваты дилеры, - услышал я от одного из заводских инженеров. - Им проще иметь дело с машинами самой простой комплектации, зато дешевой, которую легче продать. И появление любых дополнительных "опций" встречается в штыки: дорого! Когда-то "десятку" начинали выпускать только с алюминиевыми дисками (по 5 долларов за штуку), но дилеры взвыли. Теперь на конвейере ставятся штампованные железяки, а весь Тольятти, например, немедленно "переобувается" и ездит только на литом алюминии. И так во всем... Из-за дилеров страна не знает, на что в действительности способен ВАЗ.
Наверное, мой собеседник не во всем прав. Но если вдуматься: что мы вообще знаем о ВАЗе? О машинах, которые он выпускает - сам или в содружестве с партнерами и "дочками"? В заводском пресс-центре мне подарили свежевыпущенный буклет "Русский характер" (коммерческие, специальные автомобили и автомобили мелких серий на базе модельного ряда АО "АвтоВАЗ"), - там оказалось 30 моделей! Такси и лимузины, мини-вэны и броневики, пикапы и внедорожники, с двигателями бензиновыми и дизельными, простенькие и "супернавороченные". Причем не выставочные образцы: все машины стабильно собираются и продаются - оптом и в розницу. Плюс на самом АвтоВАЗе выпускается еще полтора десятка самых разных моделей.
Но страна из этого множества знает в лучшем случае моделей 10-15, как правило, в наипростейших вариантах - будто старый костюмчик, давно вышедший из моды, но бережно хранимый специально для налогового инспектора, чтобы с порога отрапортовать: вот, мол, я какой - бедный, но честный.
Удивительное дело: за десять постсоветских лет АвтоВАЗ, в отличие от большинства своих собратьев, смог не просто удержаться "на плаву", сохранить производство и коллектив, но освоить новые модели и даже создать новейшие, догоняя мировую автомобильную моду. Однако так и не сумел приобрести в глазах собственных сограждан имидж успешного, динамично развивающегося предприятия, способного хотя бы в обозримом будущем выпускать продукцию мирового класса.
Хотя именно это предстоит заводу уже в самое ближайшее время...

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 4705
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 4322
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 4281
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 3579
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3304
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:03 / 29 Февраля 2024 3248
Календарь: 29 февраля

В этот день в 45-м году до нашей эры впервые появилось 29 февраля

Труд
Статуя Цезаря в саду Версальского дворца (1696, скульптор Никола Кусту). Фото из открытых источников

45 до н. э. Впервые в календаре благодаря календарной реформе Гая Юлия Цезаря появилось 29 февраля. Идею нового календаря подсказал в Египте александрийский астроном Созиген. 1288 В Шотландии вступил в силу...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 3241
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3203
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3194
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3018
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Жизнь 00:07 / 29 Февраля 2024 2969
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Ну вот и весна на пороге, а с нею и куча праздников начиная сразу с 1 марта. Не забудьте, например, про Всемирный день комплимента. А что скажете о Дне джигита? Не думаю, что нам надо...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?