ЮРИЙ РЫБЧИНСКИЙ: У МОСКВЫ ПОЗВОНЧЕ ГОЛОС

"Россияне заполонили наши сцены"... "Московские певцы вывозят из Украины все деньги"... "Из-за пугачевых, киркоровых да малининых мы не можем пробиться к своему же зрителю"... Подобные сетования в последнее время не раз приходилось слышать в Киеве от тех, кто близок к здешнему шоу-бизнесу.С оценки подобных настроений и начался разговор с известным поэтом, народным артистом Украины Юрием Рыбчинским. Его песни "Виват, король", "Ой, летели дикие гуси", "Течет вода", "Зелен клен", "Пилигримы", "Романсеро", "Берега", "Мамбо последней любви", "Пиросмани", "Ночное такси" и десятки других занимают значительное место в репертуаре С.Ротару, А.Малинина, Т.Гвердцители, И.Аллегровой, А.Варум, Лолиты, И.Демарина, В.Леонтьева...

- С моей точки зрения, украинский зритель долго еще не будет считать звезд эстрады из России, Белоруссии, Прибалтики, Грузии иностранными, - утверждает Юрий Рыбчинский. - Ведь сколько лет мы прожили в одном государстве! Эти певцы по-прежнему "наши". А то, что в Украину приезжает огромное количество российских звезд, свидетельствует лишь о повышенном спросе на них. Это, естественно, создает конкуренцию украинским исполнителям, вот кое-кто и проявляет "изоляционистское" недовольство...
- Слышал, некоторые горячие головы даже призывают ввести эмбарго на концерты россиян.
- Если подходить с таких позиций, тогда производители украинских сигарет должны протестовать по поводу того, что я, как и тысячи других курильщиков, отдаю предпочтение американской продукции. Сетуют, что российские исполнители увозят отсюда деньги, - ну так, во-первых, они их не крадут: им платят за работу. Во-вторых, это мизер по сравнению с тем, что зарабатывают иностранные фирмы, товары которых заполонили наши магазины. Можно протестовать и против этой "иностранной интервенции", но у покупателя-то свой интерес: он хочет иметь добротный продукт... Я уж молчу о коррупционерах и прочем криминалитете, уводящем деньги Бог знает куда.
- То есть вся проблема в качестве эстрадного "изделия"?
- Безусловно. От того, что сюда не будут приезжать Пугачева, Киркоров, Леонтьев и другие, профессиональный уровень украинских исполнителей не поднимется. Он вырастет лишь в том случае, если для начала вернуть всех наших украинских звезд, хотя бы половину, живущих нынче в Москве. Скажем, Леонтьева, Долину, Варум, Лолиту, Таню Овсиенко, Демарина, Витаса, Меладзе, Титомира. Тогда украинская эстрада станет снова такой, какой она была до 1991 года. До этого она была конкурентоспособной по отношению к российской. Значит, нужно ответить на вопрос, почему звезды уехали. Они, что, так уж не любили Украину? Да нет. Дело в том, что их не удовлетворяли здешние условия работы. Такой же мощный отток за рубеж талантливых актеров произошел и в наших театрах. И надо отдать должное России, сказать ей спасибо за то, что талантливых пришельцев она не отторгла, не ставила им палки в колеса, не заявляла: возвращайтесь к себе, так как вы составляете конкуренцию нашим исполнителям и забираете их деньги.
- А как вернуть в Украину покинувших ее деятелей эстрады?
- Нужно не стенать по поводу наплыва московских соперников, а учиться цивилизованно конкурировать, создавать условия для подъема украинской эстрады, которая в последнее время стала просто полунищей.
- Какие именно условия?
- Ввести, к примеру, льготное налогообложение. Было бы идеально создать Банк культуры, который поддерживал бы серьезные проекты в эстраде, кино, театре. Речь даже не о спонсорстве, а о нормальном ссуживании средств: есть проекты, которые прекрасно бы окупились. Если б вы знали, на какие унижения приходится идти, чтобы выпросить деньги, скажем, на концерт молодых исполнителей в зале "Украина"...
- Спонсоров вы сбрасываете со счетов?
- Вовсе нет, просто спонсором у нас быть невыгодно. Необходимо принять закон о спонсорстве, меценатстве в области культуры и спорта, когда человек, который дает деньги на эти цели, не облагается такими, как нынче, налогами. Россия и тут впереди. У нас же бизнесмен, который намерен помочь культуре, будет наказан дополнительным налогообложением и массой хлопот с проверками. Просто нужно меньше говорить о возрождении культуры, а больше ей помогать на деле. Ведь культура - среда нашего обитания, экология души. Деньги, вложенные в нее сегодня, окупятся сторицей, так как помогут воспитать нравственно здоровое, социально активное поколение. Но у нас, к сожалению, еще не научились вкладывать с умом деньги в культуру. Посмотрите, как умело делает это Игорь Крутой. "Песня года" - очень дорогое мероприятие, но он умудряется получить от него доход.
- Легко ли сегодня украинским исполнителям попасть в лучшие концертные залы Москвы? Вероятно, нужны большие деньги, чтобы прорваться туда?
- А что, для российских исполнителей все это бесплатно? Наши София Ротару, "ВВ", "Океан Эльзы", "Верка Сердючка", "Кролики" - всегда желанные гости в Москве, потому что их знает и любит зритель. И российские организаторы шоу-бизнеса не делят "звезд" на своих и чужих: главное, чтобы концерты имели успех. Для этого они готовы "раскручивать" и наших.
- А сами-то давно были в Москве? Не порушилась ли за годы "незалежности" дружба с тамошними коллегами, друзьями?
- Я бываю в Москве почти каждые два месяца. Не только потому, что там живут многие мои исполнители, друзья - композиторы Максим Дунаевский, Будник, Горобец... Автору, как и артисту, нельзя вариться в собственном соку, не выезжая за пределы Киева, Украины. Чтобы кругозор был пошире, чтобы своей же стране приносить большую пользу, нужен выход на международную аудиторию, задающую тебе высокую планку. Белокаменная и задает нам такую планку. Всегда возвращаюсь оттуда в Украину с новыми идеями...