ОТ ПРЯЛКИ - К ИНТЕРНЕТУ

Участь женщин в старом Китае иначе как незавидной назвать было нельзя. В городах и деревнях новорожденную девочку уже на третий дань клали на пол под кроватью и давали ей в качестве игрушки прялку - знай, мол, свое приниженное положение в этом мире, учись повиновению.

На протяжении всей жизни китаянки всецело пребывали во власти мужчин: отца - в детстве, супруга - в замужестве и старшего сына - во вдовстве.
Вот, например, какой представала образцовая китаянка на страницах дошедшего до нас классического трактата "Нюй чжэнь" ("Наставления для женщин"), датированного первым веком нашей эры. "Она должна быть кроткой, податливой и почтительной, уступать другим место, не превозносить свои достоинства и не преуменьшать свои недостатки, терпеливо сносить оскорбления и несправедливые обвинения, всегда проявлять внимательность... Ей надлежит ложиться спать поздно и вставать рано, от рассвета до заката не покладать рук(?), не заниматься обсуждением своих личных проблем, усердно решать и простые, и сложные задачи, быть аккуратной и прибранной... Женщина должна с достоинством и изящно служить своему мужу... "
Апофеозом бесправного статуса слабого пола стал изуверский обычай бинтования ног малолетним девочкам - не только и не столько для "красоты" стопы, выраставшей в форме лотоса идеальной длиной 10 см и малопригодной для ходьбы, сколько для удержания женщины дома, сведения к минимуму ее общения с внешним миром. "Воистину, горестно родиться женщиной!" - восклицал в своем стихотворении известный китайский ученый и поэт Фу Сюань, живший в III веке.
В наши дни в Китае все еще изредка встречаются старушки с забинтованными ногами, а ведь скоро их не останется вовсе - они канут в Лету вместе с этой жестокой традицией. За более чем полвека существования народной республики, и в особенности с переходом в конце 1970-х годов к политике реформ и открытости, положение женщин в Китае неузнаваемо изменилось. Китаянки активно выдвигаются на ответственные посты в органах власти и в бизнесе, неиссякаем поток посетительниц дорогих косметических салонов, фирменных магазинов и фешенебельных бутиков, все большее число женщин за рулем. Наконец, более трети из 60-миллионной армии пользователей Интернета в Китае - представительницы слабого пола.
Впрочем, для большинства китаянок подлинное равноправие с мужчинами пока еще остается недосягаемой мечтой. Опережающий рост безработицы среди женщин соседствует с заметным разрывом в доходах между представителями разных полов - понятное дело, не в пользу слабого пола. Так, почти две трети из лишившихся работы в годы 9-й пятилетки (1996 - 2000 годы) - китаянки, а среднестатистический годовой доход женщин в Китае не превышает и 70 процентов от заработка мужчин. Во многом из-за того, что слабый пол уступает сильному по общеобразовательному цензу, и потому составляет львиную долю занятых в низкооплачиваемых отраслях. Жесткая конкуренция на рынке занятости способствует возрождению традиционных ценностей, отодвинутых было на задний план под напором эмансипации, - своеобразной реакцией женщин на прессинг современной жизни стала тенденция возвращения к домашнему очагу. По данным недавнего опроса Всекитайской федерации женщин (ВКФЖ), сегодня больше 60 процентов китаянок готовы довольствоваться ролью домохозяек, в то время как еще десять лет назад в перечне приоритетов с большим отрывом лидировали интересы карьеры. Обвально растет число разводов (около полутора миллионов в прошлом году по сравнению с 319 тысячами в 1979 году), более трети которых происходят из-за неудовлетворенности китаянок своей сексуальной жизнью. Несмотря на ужесточение наказаний за рукоприкладство, еще не изжиты случаи побоев и насилия в семьях. Широкий резонанс в КНР получил недавний судебный процесс в провинции Хубэй, когда крестьянка Шуан Ляньин не только расторгла брак, но и отправила за решетку супруга, в разгар ссоры плеснувшего ей в лицо кипящим маслом. Под часто невыносимым гнетом невзгод китаянки чаще стремятся наложить на себя руки - показатель самоубийств среди женщин в Китае на 25 процентов выше, чем среди мужчин. И здесь на помощь женщинам приходят учреждаемые в китайских городах центры социально-психологической помощи.
По образному выражению госпожи Юй Хунъянь - единственной из женщин, вошедшей в "десятку" выдающихся представителей китайского интернет-бизнеса, борьба соотечественниц за подлинное равноправие сродни великому походу. И хотя половина пути уже позади, еще предстоит преодолеть немало препятствий в виде консервативных воззрений и стойких предубеждений.