Мирный иранский атом бунтует

Мирный иранский атом бунтует

Заместитель главы атомного агентства Ирана заявил, что ядерный центр в Исфахане, остановленный в ноябре 2004 года, продолжит свою работу.

К настоящему времени Евросоюз уже на протяжении двух лет воздействует на Иран, принуждая его отказаться от практических исследований в ядерной области. Европейские специалисты утверждают, что в рамках ядерной программы Тегеран осуществляет и военные разработки, угрожающие безопасности в регионе. Иран, напротив, всегда настаивал на том, что все исследования имеют сугубо мирный характер, тем более что они проходят под пристальным вниманием представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Тем не менее в ноябре 2004 года в Тегеране, признавая необходимость выхода из сложившейся ситуации, согласились ввести мораторий на работы по обогащению урана. В обмен на это Евросоюз обязался предоставить конкретные предложения по оказанию экономического содействия исламской республике, в том числе и в области ядерной энергетики.

Прошедшие девять месяцев не дали какого-либо прогресса в переговорах. В Иране не без основания подозревали, что европейцы просто тянут время. В неофициальных беседах представители ЕС якобы говорили о готовности пойти на расширение торговых связей с Ираном в случае его отказа от продолжения своей ядерной программы. Однако дальше подобных туманных обещаний дело не пошло.

В последние месяцы Иран несколько раз напоминал Евросоюзу о взятых им на себя обязательствах и предупреждал о намерении возобновить работу завода в Исфахане. Европа в ответ обвинила Тегеран в срыве переговоров и пригрозила передать “иранское ядерное досье” в Совбез ООН. Иранские же власти подчеркнули, что переработка урана укладывается в рамки соглашения с ЕС, соответствует нормам МАГАТЭ и выходом из моратория не является.

Перед нынешним пуском исфаханского ядерного центра Тегеран вновь подтвердил открытость любых работ на нем для всего мирового сообщества. В иранском МИДе заявили, что “готовы предоставить результаты деятельности этого объекта любому государству”. Пломбы на опечатанных в 2004 году средствах мониторинга были сняты в присутствии представителей МАГАТЭ, которые установили дополнительное контрольное оборудование.