ИЗГОНЯЮЩИЕ КОТА БЕГЕМОТА

Недавно в знаменитом доме Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10, открылась первая ночная экскурсия. Поклонники творчества писателя в сумраке наслаждаются мистикой ночных прогулок по описанным в романе "Мастер и Маргарита" местам. А в это время жильцы подъезда, в котором находится сама мемориальная квартира, изо всех сил борются с "темными силами".

Двери музея Булгакова теперь открыты до часу ночи, а в выходные - круглые сутки. Здесь регулярно проводятся поэтические и музыкальные вечера, на летней веранде организована кухня. В соседнем же, жилом подъезде, где непосредственно располагается мемориальная квартира, двери не закрываются вообще. Не могут поклонники Булгакова не оставить на стенах лестничных пролетов стихотворения или рисунка "на память". Естественно, жителей дома возмущает нескончаемое паломничество любителей острых ощущений. Но наибольшее негодование вызывает то, что происходит все, как правило, по ночам, а, кроме того, в культ возводится дьявольщина.
- Нужно верить в добро - в мире и так много зла, а здесь ему еще и поклоняются, - говорит Елена, одна из жительниц дома N 10.
Теперь она вместе с соседями каждое воскресенье проводит вокруг "крестные ходы". В условленное время они собираются в своем дворе. Приглашают священника с иконой и начинают обходить дом кругами. Молясь, они кропят стены и двери дома святой водой, привезенной из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. При этом некоторые посетители музея спешно ретируются, а другие так и остаются стоять с изумленными лицами.
Работники музея говорят, что уже начинают привыкать к недовольству постоянных обитателей дома и к тому, как из окон льется святая и не очень вода на головы гостей, собравшихся на летней веранде. Но каждая личная встреча экскурсоводов с жильцами обязательно заканчивается скандалами.
Искусствовед Мариэтта Омаровна, присматривающая за булгаковской "нехорошей квартирой" N 50, в которой герои "Мастера и Маргариты" творили свои темные дела, рассказывает, что сюда заходят культурные, спокойные и интеллигентные посетители. Но признает: встречаются и оригиналы, искренне надеющиеся лицезреть живого Воланда или даже отужинать в его компании.
Экскурсовод Игорь рассказывает, что за годы работы в музее слышал много мистических историй о творящейся здесь чертовщине:
- Однажды пришел посол Румынии со своей супругой. В это время свет в "нехорошей квартире" по какой-то причине погас, и на пороге появился черный кот ... А еще один случай мне рассказала пожилая женщина, которая раньше сама жила в квартире N 50. Как-то вечером, когда она была ребенком, к ним в дверь позвонили. На пороге стояла женщина в черном плаще. Пока девочка ходила за своей мамой, женщина странным образом исчезла. А спустя некоторое время у хозяйки квартиры отнялись ноги...
Понятно, что ко всем этим историям относиться надо с легкой долей недоверия, а, быть может, и сарказма. В то же время, если людям так хочется верить в слово Булгакова, то почему бы не позволить им такое? Тем более что всю уникальность булгаковского дома понимают и его нынешние обитатели с пропиской.
Вот только никак они не могут взять в толк: почему многочисленные посетители в своих поисках мистики отказывают им в праве жить по-человечески? Ходили бы, как в любой другой музей, днем. Так ведь нет - массовый наплыв начинается ночью и оборачивается порчей подъезда, не говоря уже о несмолкающем шуме от этой череды романтически настроенных посетителей. Потому-то в меру сил и борются с чертовщиной: некоторые - скандаля с работниками музея, другие - обращаясь за помощью к православному батюшке.