11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАЧЕМ РАЗДЕВАЕТСЯ ГОША КУЦЕНКО?

Поэтому я ничуть не удивилась, когда и на сей раз, подводя итоги прошедшего сезона, специалисты

Поэтому я ничуть не удивилась, когда и на сей раз, подводя итоги прошедшего сезона, специалисты выделили Миндаугаса Карбаускиса с "Похождением" по "Мертвым душам" Николая Гоголя и "Рассказом о семи повешенных" Леонида Андреева в "Табакерке", Генриетту Яновскую с "Трамваем "Желание" Теннесси Уильямса, Каму Гинкаса с "Нелепой поэмкой" по Федору Достоевскому в ТЮЗе, Александра Морфова с "Затмением" по роману Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом" в Ленкоме, Юрия Бутусова с "Гамлетом" Шекспира в МХТе, Петра Фоменко с "Тремя сестрами" Антона Чехова и Сергея Женовача с "Захудалым родом" Николая Лескова. Список, как мы видим, довольно скромный. При двух сотнях столичных театров! Но ведь народ ходил не только на эти спектакли, не так ли?..
ДЕНЕЖНЫЙ КОНВЕРТ - ВЕСОМЫЙ АРГУМЕНТ
Сегодня понятия "творческий успех" и "скандальность" часто подразумевают одно и то же. Скандальность обеспечивает приток зрителей в театр - а это ли не успех?! Только не факт, что, прорвавшись на "успешный" спектакль, вы получите эстетическое наслаждение, а не головную боль и испорченное настроение. Качества не гарантируют ни первоклассная драматургия, ни знаменитые имена на афише. Многие театральные деятели как раз и делают большие деньги на том, что привлекают в свои сомнительные проекты известных артистов, а также используют классику как материал для странных режиссерских новаций.
На комедию "Только для женщин" независимой антрепризы Эльшана Мамедова билетов не достать. Конечно, многих привлекает имя раскрученного Гоши Куценко. Когда я была на этом спектакле, рядом со мной сидел пожилой, благообразный господин в дорогом костюме, который буквально умирал от смеха, когда герой Куценко снимал с себя штаны, предлагая своим "коллегам", таким же, как он, безработным металлургам, последовать его примеру и подзаработать с помощью... мужского стриптиза. Его партнеры предъявляли публике свои голые задницы, зал заходился в восторге. А я все пыталась разрешить одну дилемму. Как я понимаю, для Куценко эта антреприза - не единственная возможность зарабатывать на хлеб с маслом. Тогда зачем ему понадобилось выставлять свои ягодицы напоказ? Чтобы похулиганить? Вот, мол, смотрите, какой я смелый, ничего не боюсь, мне все "по барабану"? Хотя, возможно, вручаемый после каждого такого хулиганства конверт с деньгами, в несколько раз превышающими месячный оклад в театре, даже для преуспевающего артиста - весьма весомый аргумент...
Ох уж эти конверты... Как они вскружили голову некоторым артистам, устремившимся в антрепризу, где за две недели можно "сшить" на скорую руку спектакль. Среди них есть известные и любимые актеры: Любовь Полищук, Борис Щербаков, Владимир Ильин, Валерий Гаркалин, Инга Оболдина, Роман Мадянов. Но не всегда, впрочем, дело в деньгах. Мария Миронова, например, согласилась участвовать в проекте скандального Андрея Жолдака "Федра, Золотой колос" не из корыстных соображений, ее подкупила классическая роль. Но поскольку актриса зависела от режиссера, то стала соучастницей его - иначе не могу это назвать - сценического бреда, где весь мир представлен в виде сумасшедшего дома. Поэтому на месте актеров, жаждущих интересных ролей, я бы крепко подумала, к какому режиссеру стоит идти в антрепризу, а к какому все же нет.
ТРЕНЕРЫ НА ТЕАТРАЛЬНОМ ПОЛЕ
Лет 10 - 15 назад все театральные коллективы напоминали футбольные команды, которые из года в год "тренировал" один и тот же худрук. Поэтому у них был свой почерк, свой стиль. Теперь таких театров остались единицы. В Питере - Малый драматический под руководством Льва Додина, в Москве - академический Малый, Ленком, "Современник", Театр около дома Станиславского, после пожара показывающий свои спектакли в крохотном зале, похожем на карцер...
По-видимому, Леонид Трушкин, назначенный худруком театра на Бронной, тоже начнет с подбора игроков в свою команду. Ибо он знает: без понимающих с полуслова единомышленников спектакли долго не живут. Примеров тому множество.
Уж, казалось бы, Роману Виктюку на отсутствие внимания жаловаться не приходится. Но праздничная афиша в честь 10-летия его театра не привлекла толпы поклонников. Молодым он уже не интересен, поскольку некогда новаторские приемы Виктюка давно растиражированы другими режиссерами, а ничего нового в последние годы он не придумал. Но самое главное - прежние его воспитанники во главе с Сергеем Маковецким разбежались, а зеленая молодежь мало что умеет.
Не смогла ничего сделать без своей команды и Татьяна Ахрамкова в театре Станиславского, куда была назначена худруком. Ее единственный спектакль "Евграф, искатель приключений" поражает своей беспомощностью, отсутствием точного художественного замысла.
ГРАБЛИ ДЛЯ ФОМЕНКО
Говорят: на ошибках учатся. Действительно, не известно, достиг ли бы Петр Фоменко таких вершин, если бы не получил столько шишек в прошлом. Оказавшись безработным после изгнания из Театра комедии в Ленинграде, он уяснил для себя одну простую вещь: только студийный дух не дает театру закостенеть, погрязть в штампах. Пока Фоменко удается сохранить в своем театре легкое дыхание студийных отношений, недаром его спектакль "Три сестры" на последней "Золотой маске" получил Гран-при. Но коллектив уже начинает медленно расползаться, виной тому - постоянные киносъемки фоменковцев.
Зато у его ученика Сергея Женовача, прошедшего суровую школу выживания на той же Бронной, сейчас настоящий ренессанс. Мало того, что он сумел создать со своими выпускниками студию, ему удалось привить им бережное отношение к классике.
Интересно складывается судьба и еще одного молодежного коллектива под руководством Дмитрия Крымова, сына знаменитого Анатолия Эфроса. Будучи по профессии художником, он решил превратить спектакль в художественный перфоманс, где действующими лицами будут художники-подмастерья и их рисованные герои, "оживающие" на глазах у зрителей. Спектакль "Донкий Хот" рассказывает о воскрешении Рыцаря печального образа, которого вырезают из картона, подвешивают на ниточки, и он начинает парить над миром, пробивая стены человеческого равнодушия.
С ВЛАСТЯМИ НУЖНО ДРУЖИТЬ
Недаром говорят: "ласковое теля двух маток сосет", и хотя сегодня театры, следуя законам рынка, пытаются жить самостоятельно, у многих из них есть "крыша" - это государственные структуры. Ссориться с которыми не рекомендуется. Конфликт Анатолия Васильева с московской мэрией из-за помещения на Поварской длился чуть ли не весь сезон и закончился тем, что здание у него отобрали. Об этом много писали газеты, в том числе "Труд". Но главное - за всей этой кутерьмой почти незамеченной прошла премьера "Каменного гостя". А ведь на Авиньонском фестивале спектакль произвел фурор, возбудив новую волну интереса к русскому театру. Васильеву уже предложили несколько зарубежных контрактов. Вот я и думаю: не получится ли как в той поговорке: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Правда, в театральной жизни столицы есть и прямо противоположные примеры: когда худруки, прикрываясь традициями, гробят свои коллективы, но при этом пользуются авторитетом у властей. Так, во МХАТе имени Горького, руководимом Татьяной Дорониной, жизнь течет ни шатко ни валко, пресса его не замечает, во время премьер театральный подъезд толпы зрителей не осаждают. Но его артисты регулярно получают академическую зарплату, а сам театр на хорошем счету у Министерства культуры.
ВМЕСТО ИТОГОВ
И все же обзор сезона хотелось бы завершить на оптимистической ноте: на горизонте появились молодежные студии, образованные из выпускных курсов театральных вузов, где лидирует курс Олега Кудряшова из ГИТИСа. К счастью, рынком там не пахнет, и начинающие артисты не эпатируют публику, а удивляют ее своим мастерством и высокой культурой. Не верите? Начнется сезон - сходите, посмотрите. О потраченных деньгах и времени не пожалеете.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников