21 августа 2017г.
МОСКВА 
27...29°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 59.14   € 69.43
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕЗ ОСТАНОВКИ, БЕЗ ОГЛЯДКИ

Сажнева Екатерина
Опубликовано 01:01 09 Августа 2007г.
"Не скоро поляны травой зарастут... А город подумал: ученья идут" - знаменитая песня Эдиты Пьехи была написана после катастрофы самолета Як-28 с пилотами Яновым и Капустиным над берлинским небом в апреле 1966 года.Но первыми такой подвиг совершили другие летчики. 22 июня 1964-го 38-летний майор Александр Иванушкин увел падающий МиГ от города, полного огней."Мой отец спас тысячи чужих жизней. А нашу семью его последний полет разрушил", - говорит сегодня дочь героя.

ВЫМИРАЮЩИЕ ДИНОЗАВРЫ
В общем, рынок подстегнул театральных деятелей работать без устали. Это вам не времена развитого социализма, теперь надо упираться, бегать как заведенным по кругу: театр, кино, телевидение. Смотришь, то один попал в реанимацию, то другой упал на улице и потерял сознание, как Михаил Козаков. Не хотелось бы начинать с грустного, но в минувшем сезоне из жизни ушли Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, известные художники Давид Боровский, Олег Шейнцис, актеры Геннадий Бортников, Виктор Гвоздицкий... Последний был настолько предан театру и увлечен им, что у него даже не хватило времени завести семью.
Таких рыцарей сцены остались единицы, они исчезают, как динозавры, и это особенно заметно сегодня, когда вдруг выяснилось, что даже академические театры возглавлять некому. То, что питерский БДТ с назначением Темура Чхеидзе на пост худрука будет плыть по привычному руслу, никто не сомневается, а вот что будет с Вахтанговским театром? В конце лета его труппе будет представлен новый лидер - литовский режиссер Римас Туминас, поставивший здесь всего один спектакль - "Ревизор". Хочется верить, что 20 августа он изложит коллективу новую художественную программу и к тому времени разберется со своим театром в Вильнюсе, который не думает бросать, но... Во время Чеховского фестиваля я не раз видела его на спектаклях, и выглядел он весьма усталым. На мой вопрос, почему мэтр согласился взойти на эту Голгофу, ведь ни для кого не секрет, что в Вахтанговском существуют три враждующих группировки, Римас ответил: "Пока на этот вопрос я даже себе не ответил".
Не знаю, слукавил он или сказал правду, но вахтанговцы, впервые впускающие к себе чужака, да еще иностранца, будут долго "пробовать его на зуб". И как бы это не закончилось для литовского режиссера крахом, как недавно это произошло в коллективе на Малой Бронной, где новый, незнамо какой по счету худрук Леонид Трушкин, не дотянув до конца сезона, покинул труппу. Правда, Московский комитет по культуре быстро нашел ему замену в лице Сергея Голомазова, поставившего два замечательных спектакля: "Три высокие женщины" в "Маяковке" и "Фотофиниш" в Ермоловском театре с Владимиром Андреевым. Впрочем, последнюю премьеру нельзя назвать громким событием сезона - этот коллектив не входит в число престижных, центровых театров. Хотя он и располагается в центре города, недалеко от Красной площади...
НО УЗОК КРУГ...
В почетный круг лучших театров Москвы по-прежнему входят немногие. Это МХТ имени Чехова под руководством Олега Табакова, который собирает под свое крыло известных артистов и модных режиссеров со всей страны. Это Ленком во главе с Марком Захаровым, задолго до наступления рынка усвоившим, что яркая зрелищность - гарант успеха. Это "Сатирикон" Константина Райкина, делающего ставку на продвинутую молодежь и вкусы новых русских. Это ТЮЗ Генриетты Яновской, которая держит в крепкой узде труппу и признает авторитет только своего мужа, прекрасного режиссера Камы Гинкаса. А также Театр-студия Петра Фоменко, отметившего в этом году свое 75-летие и начинающего новый сезон в шикарном здании, выстроенном на средства города. Что же касается "Маяковки", Сатиры, то они в основном держатся за счет былой славы, а "Современник" хоть и остается на плаву, но в числе лидеров уже не значится.
Особое место занимает на московской афише Малый театр. Этот коллектив стоит особняком, делая вид, что ему безразличны различные рейтинги и табели о рангах, хотя творческого самолюбия здесь тоже хватает. Императорский театр отгородился высокой стеной от современного авангарда и упорно гнет линию психологического искусства. И это упорство принесло свои плоды. Когда в Доме Островского появился замечательный режиссер Сергей Женовач, умеющий вытянуть из артистов (а они в Малом первоклассные) все их мастерство, то Москва валом повалила на "Горе от ума", "Правда хорошо, а счастье лучше", "Мнимого больного", завоевавшего в этом году Гран-при "Золотой маски".
ДОЛГОИГРАЮЩИЕ НАДЕЖДЫ
Сергей Женовач еще недавно ходил в молодых, подающих надежды. Сегодня ему 50, он мастер, мэтр, а в минувшем сезоне стал безусловным лидером по количеству полученных наград. Его камерный спектакль "Захудалый род" по Лескову стал хитом сезона. Среди более молодых постановщиков нынче набирает вес Миндаугас Карбаускис, исхитряющийся на крошечной площадке "Табакерки" сочинять театральные шедевры. После прогремевшей "Истории о семи повешенных" Леонида Андреева Карбаускис поставил в этом сезоне спектакль "О счастливой Москве" по Андрею Платонову с Ириной Пеговой в главной роли, который тоже стал событием сезона.
Рядом с немногословным, не любящим саморекламу литовцем режиссерские опусы активно продвигающего себя Кирилла Серебренникова выглядят броско, но и плоско, за исключением, может быть, спектакля "Господа Головлевы" по Салтыкову-Щедрину, где лидер поколения 40-летних Евгений Миронов феноменально сыграл Иудушку Головлева. Но молодых актеров, готовых работать с такой самоотдачей, у нас тоже немного.
ИЗ БАНДИТОВ - В ГАМЛЕТЫ?
Мы сегодня часто вспоминаем ушедших артистов, работы которых живут в нашей памяти. Что, им нет равных среди живущих? Не стану скрывать: хорошие артисты никуда не делись, а вот подлинных индивидуальностей маловато, поскольку они не формируются в перерывах между мыльными телесериалами и ледовыми шоу. Это только кажется, что сегодня можно сыграть узколобого мафиози, а завтра - Гамлета. Так не бывает. Честно сказать, мне откровенно жаль артистов, которые променяли вдохновение на толстый кошелек, уйдя из серьезных театров в легковесные антрепризы. Не сомневаюсь, что у Валерия Гаркалина, Владимира Ильина, Эммануила Виторгана, Владимира Стеклова, покинувших стационарные театры, в материальном плане все в порядке, только вот почему-то серьезных творческих открытий у них не видно...
Я часто грешным делом думаю: как хорошо, что до наших времен не дожил Анатолий Эфрос. Представить, что он стал бы уговаривать артистов в свободное от съемок время репетировать с ним, - это у меня в голове не укладывается. А ведь в погоне за "бабками" артисты разрушают не только себя, но и свои театры, куда заглядывают на 2 - 3 часа между доходными антрепризами, телесериалами. Так стоит ли удивляться, что среди двухсот московских коллективов максимум десять отвечают требованиям высокого искусства? Негусто...


Loading...



Фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. Ну как, смотреть пойдете?