Движение без торможения

Атомная энергетика опасна, тепловая — недолговечна, на очереди вечный двигатель

Идея создания вечных двигателей вовсе не относится к числу древнейших идей человечества. Потребность в них возникла только тогда, когда люди впервые ощутили энергетический голод.

Откуда что берется

Первое упоминание о самодвижущемся механизме можно найти в санскритской рукописи великого индийского математика Бхаскары «Сиддхантасиромани» («Венец систем»), датированной приблизительно 1150 годом нашей эры. Вечный двигатель конструкции Бхаскары представлял собой посаженный на ось диск, в котором были выдолблены особые полости. Полости заполнялись ртутью. При повороте диска ртуть должна была переливаться и смещать центр тяжести конструкции. Таким образом, будучи один раз запущенн, диск, по замыслу ученого, должен был вращаться вечно.

Уже в 1200 году в рукописи арабского философа Фахраддина Ридвана бен Мухаммеда были предложены три принципиально разные конструкции вечного двигателя. В 1235 году француз Виллиам де Оннекур демонстрирует пораженной публике самовращающееся колесо с семью грузами. В астрономическом кодексе короля Кастилии Альфонсо Великого, датированном 1272 годом, описывается самодвижущееся устройство, состоящее из расположенных радиально трубок, до половины заполненных водой.

Но самой впечатляющей была конструкция англичанина Эдуарда Коммерсета. В 1620 году он на деньги британской казны построил четырехметровое колесо, снабженное 14 грузами по 25 килограммов каждый. Испытание установки проходило в Лондоне, в присутствии короля Карла, герцога Ричмондского и герцога Гамильтона. По завершении испытания изобретатель был немедленно доставлен в городскую тюрьму.

Но от таких бесполезных проектов была и конкретная польза. В 1587 году нидерландский математик Симон Стевин соединил в одну цепочку 14 шаров и набросил ее на трехгранную призму. По его замыслу, скатываясь с призмы, шары должны были вовлекать в непрерывное движение другие шары, однако опыт не удался, и цепочка повисла на призме, упорно не желая «самораскручиваться». Зато результатом стало формулирование одного из основных положений классической физики — закона о равновесии тел на наклонной плоскости.

Классифицируем неизвестное

Еще в XVII веке Парижская академия наук решила поставить точку в деле вечного двигателя, прекратив прием заявок на его изобретение. Но проекты все поступают…

Официальная наука давно разделила проекты вечных двигателей на три класса.

Все описанные ранее машины относились к вечным двигателям первого рода (собственно perpetuum mobile) — гипотетическим машинам, которые, будучи запущенными один раз, совершали бы работу без получения энергии извне. Проектам таких двигателей несть числа, однако об успешных испытаниях таких установок пока не слышно.

Гораздо более перспективными представляются вечные двигатели второго рода (монотермические двигатели) — тепловые машины, которые в результате совершения кругового процесса полностью преобразуют в работу энергию (тепло), получаемую из какого-либо практически неисчерпаемого или возобновляемого источника. На данный момент доказана практическая осуществимость подобных агрегатов. Мало того что доказана — они уже существуют.

И самые простые из вечных двигателей — вечные двигатели третьего рода — гипотетические машины, демонстрирующие вечное движение при полном отсутствии силы трения. Правда, двигателями их можно назвать с очень большой натяжкой — это скорее не двигатели, а аккумуляторы.

Коэффициент бесполезного действия

Экономичность и целесообразность любой машины определяется ее КПД — коэффициентом полезного действия, вычисляемым из соотношения затраченной и полученной энергии. У двигателей внутреннего сгорания он редко доходит до 40%. У электродвигателей теоретически может достигать 96–98%. КПД вечных двигателей должен начинаться со 100%. И такие машины уже существуют.

В 1996 году по дорогам Великобритании 40 тысяч миль пробежал автомобиль «Фольксваген», двигатель которого потреблял на 100 км пути 3 литра... воды. В специальном конверторе, изобретенном и запатентованном английским изобретателем Стэнли Мейером еще в 1990 году, она разлагалась на водород и кислород, которые потом и сгорали в цилиндрах автомобиля.

По сообщению журнала «Изобретатель и рационализатор», известный российский физик Ремилий Федорович Аврааменко незадолго до своей смерти в 1999 году испытал установку с КПД больше 150%. В 1975 году американец Роберт Александер запатентовал «метод и аппаратуру для увеличения электрической мощности» (патент США № 3913004). В 1989 году его соотечественник Дэннис Реган изобрел «преобразователь магнитной мощности на новом принципе» (патент США № 4883977). И так далее, и тому подобное.

Коэффициент полезного бездействия

В 1985 году сотрудник одного из подразделений системы энергоавтоматики Прибайкалья, находящейся под крылом Дальневосточного отделения РАН, — Олег Вячеславович Грицкевич — уходит из системы и вместе с сыном регистрирует семейное КБ. В 1988 году они патентуют идею «способа генерации и реализующего его электростатического плазмогенератора ОГРИ». Согласно документам срок службы новой установки составлял 25–30 лет, стоимость — порядка 500 долларов за генератор мощностью 1 киловатт, а цена вырабатываемой энергии была в 20 раз меньше, чем у энергии, вырабатываемой обычными способами. Олег Сосковец и Виктор Черномырдин лично обещали изобретательскому КБ самую широкую поддержку, а «гениальному изобретению — самое широкое внедрение, при котором Россия станет монополистом этого вида продукции». Однако дальше обещаний дело так и не пошло. Сейчас все КБ в полном составе (11 человек) переехало в США, в город Сан-Диего, где и работает в обстановке строжайшей секретности.

А на базе НПО им. Лавочкина конструктор тепловых насосов Ю. И. Краснов, используя процесс каватации — схлопывания пузырьков воды при околозвуковой скорости, при котором выделяется огромное количество тепловой энергии, — сумел добиться аномально высокого тепловыделения в 154%.

Так что точка, поставленная в XVII веке Парижской академией наук, неуклонно превращается в многоточие...