СТАЧКА ДУШИТ ФРАНЦИЮ

Небывалая по охвату забастовка французских автотранспортников с каждым днем набирает обороты.

Хотя французский премьер-министр Лионель Жоспен, проявляя твердость, заявил о том, что дальше предложенных накануне уступок правительство не пойдет и "переговоров не будет", между представителями стачечников и министром транспорта Жаном-Клодом Гессо практически весь четверг продолжался "диалог" с целью найти выход из положения. Транспортниками уже заблокировано свыше 80 процентов складов горючего и нефтеперерабатывающих заводов. Стачечники устраивают завалы на железнодорожных путях. Прервано сообщение между Парижем и Бордо, Парижем и Страсбургом. Трудности с горючим испытывают многие аэропорты Франции.
Пассажиры, прилетающие в парижский аэропорт "Шарль де Голль", с боем берут таксомоторы, причем дело порой доходит до потасовок. Это и понятно - большинство таксистов также бастует, а в четверг они устроили "улиточную стачку": тысячи машин со скоростью не более 10 км/час перемещались от аэропорта в Париж, тем самым заблокировав одну из самых напряженных скоростных автодорог. После этого наступил черед столицы Франции, центр которой также оказался заблокирован. Вывески "Ни бензина, ни газоля нет" украсили тысячи бензоколонок по всей стране. В ряде регионов начинают запасаться всем необходимым, а те, кто живет неподалеку от границ сопредельных государств, устраивают длинные очереди перед бензоколонками соседей.
Свой голос подала Еврокомиссия, куда потоком идут жалобы от транспортных компаний других европейских стран, которые не имеют никакой возможности осуществлять транзитные рейсы по территории Франции. Как заявил в Брюсселе представитель комиссии Джонатан Тодд, тем самым "нарушается право на свободное перемещение товаров, которое стоит выше национального". От Парижа требуют принятия срочных мер. В противном случае понесшие ущерб иностранные транспортники подадут в суд на Францию.
В правительственных кругах сейчас поговаривают о том, что в ближайшие дни стачка должна пойти на убыль. Министр внутренних дел Даниэль Вейан уже заявил о том, что "французы не могут быть блокированы до бесконечности". Здесь вспоминают о том, как схожий конфликт водителей грузовиков был разрешен в 1992 году тогдашним премьер-министром Пьером Береговуа. Он задействовал 13 тысяч жандармов и солдат и 13 танков, которые за день растащили грузовики, блокировавшие склады с горючим, после чего стачка заглохла сама собой. Конечно, право на забастовку гарантировано, но не надо забывать, что оно не выше права миллионов людей, оказавшихся в заложниках, на нормальную жизнь.