СЕРГЕЙ "Я ОТКАЗАЛСЯ ТОРГОВАТЬ ЯДЕРНЫМИ БОЕГОЛОВКАМИ..." МАКОВЕЦКИЙ:

Маковецкий Сергей Васильевич, заслуженный артист России, родился 13 июня 1958 года в Киеве. Образование: окончил Театральное училище им. Щукина в 1980 году.С 1980 года работает в Театре им. Вахтангова.Сотрудничает также с Театром Романа Виктюка, участвует в антрепризе Татьяны Догилевой.В кино снимается с 1981 года.Исполнил 60 театральных и более 30 кинематографических ролей.В 1994 году был признан лучшим драматическим актером Европы и получил российскую "Нику". Награжден премией "Золотой Орфей".

- Сергей Васильевич, ваш звездный час пришелся не на самый лучший период отечественного кинематографа, когда в "простое" оказались даже некоторые очень известные и во всех отношениях великолепные актеры. А вас, слава Богу, снимают, снимают, снимают... Видимо, кроме несомненного таланта, есть еще какой-то секрет популярности.
- Есть два вида популярности: у зрителей и у режиссеров. Как правило, они совпадают. О том, почему бывают невостребованными некоторые прекрасные актеры, видимо, надо спрашивать у режиссеров. На мой взгляд, это можно объяснить тем, что у каждого из них есть своя любимая команда.
- В чью команду входите вы?
- Это видно по фильмам, в которых я снимался: "Чернов, Чернов" у Сергея Юрского, "Патриотическая комедия" и "Макаров" у Владимира Хотиненко, "Сукины дети" у Леонида Филатова, "Пьеса для пассажира" у Вадима Абдрашитова, "Черная вуаль" у Александра Прошкина, "Три истории" у Киры Муратовой, "Ретро втроем" у Петра Тодоровского, "Летние люди" и "Об уродах и людях" у Алексея Балабанова и так далее. "Мои" театральные режиссеры, с которыми имею удовольствие чаще всего работать, - Петр Фоменко, Роман Виктюк, Владимир Мурзаев, Татьяна Догилева...
- В прессе много писали о том, что как-то во Франции вы попали в какую-то криминальную ситуацию. Так ли это?
- Был случай. Это когда мы работали с Владимиром Хотиненко над фильмом "Патриотическая комедия". По простоте душевной я считал Францию страной, где незачем думать о своей безопасности. Однажды пошел гулять по незнакомым улицам, с интересом осматривал все вокруг, ни на кого, естественно, не обращая внимания. Неожиданно мне в лицо чем-то брызнули. На какое-то время я как бы отключился. И даже видел, кто и как снял с меня кожаную куртку, забрал деньги и обручальное кольцо. Обидно, конечно, но знакомые французы сказали, что я легко отделался, бывает и хуже.
- Итак, в Европу вы вошли. И даже с разных ходов. А вот с Голливудом, похоже, есть неувязки?
- Мне предложили в свое время сниматься в голливудском фильме, который продюсировал Спилберг, но я отказался.
- Впервые вижу актера, который отказался от такого заманчивого предложения. Как говорится, силен! Но почему?
- Меня "сватали" на роль русского майора, который торгует ядерными боеголовками. Что я мог ответить? Конечно, как и каждый артист, я хотел бы, чтобы с моим творчеством познакомилось как можно больше людей во всем мире. Но не посчитал возможным начинать работу за океаном с маленьких, а тем более сомнительных ролей. Мне подавай сразу солидную роль у известного, сильного режиссера. Да, это сверхзадача. Реализовать ее архисложно. Но иной путь не для меня. Это не позерство, поймите правильно, а творческий принцип. Вообще есть такие профессии, занимаясь которыми человек должен особенно внимательно следить за тем, что по-русски называется "держать марку". На мой взгляд, это в первую очередь относится к актерской профессии. Одна великолепная актриса пришла на вручение "Ники" не в обязательном вечернем платье, а в достаточно обычном. При этом не удержалась от заявления, что у нее не хватило денег даже на такси. Печально, конечно, и актуально. Тем не менее, на мой взгляд, она по такому случаю должна была бы "держать марку" и прийти в бриллиантах, пусть и взятых на час в прокате. Профессия обязывает!
- У вас - уйма наград, званий, призов, в первую очередь международных. Конечно, такие лавры не тяготят, но обязывают ко многому. Тяжело постоянно ощущать необходимость им соответствовать?
- Судьбу актера делает работа, а не призы. Хотя они, безусловно, и окрыляют, и заставляют других относиться к тебе более уважительно, что ли. Но в первую очередь подстегивают трудиться еще более энергично и вдумчиво.
- Есть у вас любимые роли?
- Все по-своему любимы. Вот, например, "легкий" фильм Александра Черныха "Стасик плюс Виктория", где я сыграл главную роль. Это, так сказать, семейная мелодраматическая комедия, в центре которой несколько необычная супружеская пара. В сюжете есть элементы фантастики, хотя психологический материал совершенно реален и жизнен. У Стасика погибает жена. А затем она является из "того мира", чтобы отомстить за прошлые обиды, нанесенные мужем. Но неожиданно у них с новой силой вспыхивает любовь. Жизненность, вечная актуальность мелодрамы в том, что, как нередко бывает, к сожалению, только разлучившись с любимым человеком, мы начинаем понимать, как он для нас важен, какое значение он имел в нашей жизни. А рядом - новая постановка классического спектакля "Горе от ума" по Грибоедову, где мне выпала удача играть Чацкого. Казалось бы, несопоставимые вещи. Но все дорого, все любимо.
- А как на семейном фронте?
- Как говорится, без существенных перемен. И слава Богу. Моя супруга Елена Ивановна Демченко-Маковецкая по образованию театровед, но вот уже длительное время работает киноредактором. У нас есть сын - Денис.
- Мне вспоминается одна из публикаций о вас, которая называлась "О, счастливчик!". Правда, ходили слухи, что, прочитав ее, вы отреагировали сверхэмоционально: "Ни фига себе счастливчик!". Это, конечно, не относилось к вашим семейным обстоятельствам?
- И к ним тоже. Просто журналисты мало знают о наших трудностях. А я их никогда не афишировал. Скажем, уже будучи достаточно известным актером, я со своей семьей 15 лет жил в общежитии. И помалкивал. Вот сейчас могу об этом сказать, потому что с недавнего времени живу в собственной отдельной квартире. Трехкомнатной!
- "О, счастливчик!"
- Пусть так все считают, хотя сложностей в жизни хватает и теперь. Но я о них никому не скажу.
- Почему?
- Потому что я подметил в жизни один психологический нюанс: публика перестает любить тех кумиров, которые жалуются. Есть что-то мистическое в существовании такой социальной аномалии: богатому дают, а у бедного отнимают.
- Раз вы заговорили о мистике, то не могу удержаться от такого вопроса: слышал, что у вас были какие-то проблемы со здоровьем и вы обращались к экстрасенсам, которые помогали их решить. Это правда?
- Правда. Хотя вообще-то к нетрадиционной медицине я отношусь неоднозначно. Безусловно, экстрасенсы, целители способны помочь человеку разобраться в себе, активизировать внутренние силы, дать энергетическую подпитку. Но когда листаешь газеты и видишь объявления многих сотен целителей, то невольно приходит мысль о том, что далеко не все они настоящие, ибо Боженька не может так разбрасываться талантами. Лично я обращался в один оздоровительно-реабилитационный центр и именно там мне помогли встать на ноги. Знаю многих известных людей, которые побывали там и теперь рассказывают об этом с благодарностью. У целительницы этого центра действительно талант добросердечия и душевной теплоты. Она прямо-таки излучает светлую, чистую и благотворную энергию, которая помогает людям справиться с проблемами.
- Интересно. Значит, вы не такой уж прагматичный и самоуверенный человек, как может с первого взгляда показаться. Может быть, вы и в судьбу верите, в гороскоп?
- А почему бы и нет? Поскольку мой знак - Близнецы, то я замечаю в себе некоторую раздвоенность, иногда непостоянство и, хочется надеяться, талант. Но вообще-то мне порой кажется, что знание своего гороскопа влияет примерно так, как это бывает, когда наслушаешься о какой-то болезни и после этого вдруг начинаешь наблюдать и у себя ее некоторые симптомы. Хотя в целом я верю, что в человеческую судьбу нередко вмешиваются какие-то силы. Не могу их назвать, но, несомненно, они есть. И если ты к чему-то очень стремишься, прикладываешь серьезные усилия к достижению цели, то эти неведомые силы помогают. И наоборот. Жизнь, конечно, сложнее такой схемы. Случается, что ты вроде бы ничего особенного и не делал, а вдруг свалились успех, удача. Тогда воспринимаешь это как чудо. Бывает и так: бьешься над чем-то, но безрезультатно. В таком случае многие склонны говорить: видимо, не судьба.
А еще мне кажется, что существует нечто вроде всеобъемлющего закона расплаты за грехи. Именно он определяет все наши неприятности и беды. К сожалению, в повседневной текучке мы склонны забывать об этом, и удары судьбы всегда кажутся нам неожиданными и несправедливыми. Хотя если объективно проанализировать свои поступки, то обнаружится, что ты сам главный виновник собственного несчастья или невезения.
- Как и собственного счастья, и везения?
- Несомненно. Так что теперь, по прошествии определенного времени, я полностью согласен с заголовком давней статьи "О, счастливчик!" Да будет так!